Новости

17.07.2024 12:25:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

13.07.2024 14:37:47

Буддийская медитация онлайн

Бесплатное введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

13.07.2024 12:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

13.06.2024 16:27:43

Введение в буддизм в Москве

Время, дата и место проведения будут подтверждены в ближайшее время

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Медитация: созерцание всеобщей обусловленности

Этот вид медитации випассаны — противоядие от духовного неведения. С ее помощью мы исследуем, как начинает существовать мир, и, применив силу воображения, стараемся, это прочувствовать.

 

Созерцание всеобщей обусловленности позволяет нам увидеть бытие в целом, и это воздействует на «яд» духовного неведения, авиджа. Неведение — это нечто гораздо большее, чем простое незнание: это закоренелое нежелание узнать истинную природу вещей.

 

Как возникают вещи

Ананда: Сколь глубок закон причинности и сколь глубоким он представляется! И все же видится он мне весьма простым для понимания!

 

Будда: Не говори так, Ананда! Не говори так! Поистине глубок закон причинности, глубоким представляется он нам. Именно из за незнания, непонимания, непости жения этого учения наш мир — мир людей — стал запутанным, словно клубок веревки, покрылся плесенью, уподобился осоке и камышу и не может избежать неминуемой смерти, пути скорби, упадка и бесконечного круга (перерождений). 62

 

Как отмечает в этом отрывке Ананда, буддийское учение о всеобщей обусловленности в чем то очень просто. И все же, настаивает в своем ответе Будда, выводимые из него следствия трудно даже вообразить. Можно коротко обобщить их, сказав, что события и вещи возникают в том случае, когда присутствуют соответствующие условия. При наличии определенных условий возможны определенные события, а не иные. Будда подытожил это учение так: «Это существует — то становится». Иными словами, если возникает это явление, то на его основе может возникнуть то. Мы склонны думать, что у вещи может быть только одна причина, однако на самом деле любые воспринимаемые нами вещи или события являются производными от множества разных условий. Из этих условий одни непосредственно предшествуют возникновению события, другие очень далеки от него по времени.

 

Это относится и к тем мыслям, которые возникают у вас в данный момент. Они тоже обусловлены многочисленными факторами. Эти мысли зародились у вас не только потому, что вы читаете эту книгу, но и благодаря тому, что вы много размышляли и читали прежде. Ведь все мысли, которые когда либо приходили вам в голову, сыграли какую то роль в формировании вашего нынешнего круга представлений. Но это лишь однасторона дела. Сама эта книга тоже обусловлена бесконечным числом обстоятельств. Своим появлением она обязана отчасти тому, что я захотел ее написать (конечно, здесь сыграли свою роль и многие другие факторы), а отчасти тому, что для этого была объективная необходимость. Но и эта необходимость, в свою очередь, предполагает множество других обстоятельств. Здесь играют роль разнообразные культурные и исторические факторы, а они связаны с действиями, мыслями и эмоциями многих поколений людей, каждый из которых был личностью. Любое из этих условий определялось своими условиями, которые тоже уходят корнями в далекое прошлое. И во всем этом великом переплетении условий решения, которые вы принима

ете сейчас, тоже дадут свои результаты, и они скажутся как на всей вашей дальнейшей жизни, так и на жизни других людей.

 

Посвятите медитацию размышлению обо всем этом. Проследите, как ваша нынешняя ситуация обусловлена цепочкой событий, которая уходит все дальше в прошлое. Поразмышляйте, как все они повлияли на то, что вы переживаете в настоящий момент. Задумайтесь: ведь и этот миг несет в себе такое же богатство и даже сейчас определяет бесконечно отдаленное будущее.

 

Два вида обусловленности

Будда утверждал, что есть два вида обусловленности — два возможных способа взаимосвязи событий. Они объясняются в учениях о колесе взаимозависимого происхождения и о спирали духовного освобождения. Каждое из этих учений описывает последовательность изменений, которые неизбежно происходят в нашем бытии и сознании в одной из двух ситуаций: когда мы не стремимся достичь Просветления и когда стремимся к нему.

 

Принципы колеса и спирали дают нам общее представление обо всем процессе обусловленного бытия и его отношении к сфере Необусловленного.

 

Колесо взаимозависимого

происхождения
Колесо взаимозависимого происхождения — это замкнутый круг обусловливающих факторов, в котором обычно проходит наша жизнь, до тех пор пока мы не осозна´ем свою ситуацию и не попытаемся вырваться из этого круга. Рассмотрев основные обусловливающие факторы, мы обнаруживаем, что неведение относительно истинной природы вещей неизбежно приводит к определенному виду рождения, которое, коль скоро мы наделены телом, а оно — органами чувств и способностью ощущать, неизбежно ведет, к развитию жажды обладания. Она, в свою очередь, порождает привычки к определенным типам по ведения, которые в течение жизни так глубоко укореняются в нас, что мы уже не в состоянии вырваться из под их власти. Эти укоренившиеся в нас стереотипы обусловливают следующую жизнь, в которой «мы», разумеется, склонны воспроизводить те же условия. Такие повторяющиеся циклы воспроизводства стереотипов могут происходить на разных уровнях: некоторыелюди живут более счастливо, другие — менее. Но круговорот повторяющихся условий может ввергнуть нас в низшие состояния, если мы своими действиями каким то образом этого не предотвратим.

 

Спираль духовного освобождения

Спираль духовного освобождения направлена вверх, и это говорит о том, что из столь тяжелой ситуации есть выход. У нас есть чувства, но это вовсе не значит, что нашей реакцией на окружающее должны стать жажда обладания, ненависть и другие нездоровые эмоции, которые привязывают нас к колесу взаимозависимого происхождения. Мы способны из него вырваться, дав начало цепочке положительных условий — вере в свои силы, саматхе, випассане, Просветлению, — которые служат друг для друга опорой и ведут ко все более счастливым и все более проницательным состояниям ума.

 

Медитация - ниданы колеса и спирали

Такова, вкратце, наша человеческая ситуация. В медитации на тему обусловленности мы, предварительносоздав прочную основу — саматху, сосредоточиваемся на каждом из основных звеньев, или нидан (nidāna), из которых складываются как колесо взаимозависимого происхождения, так и спираль духовного освобождения.

 

Очевидно, прежде чем пытаться с пользой выполнить ту или иную практику, нужно более или менее представлять себе, что делаешь. В идеале необходимо понимать как точный смысл каждой ниданы, так и взаимосвязь между разными ниданами. Поэтому совершенно необходимые предварительные условия — глубокое размышление, чтение 63 и общение с людьми, которые могут разъяснить любые возникающие вопросы. Это не означает, что нельзя выполнять данную медитацию, не достигнув полного понимания, — ведь в таком случае можно никогда не приступить к практике. Если есть основа — предварительное раз

мышление, то медитация принесет свои плоды и даст новый материал, способствующий интеллектуальному пониманию. Но для того чтобы семена Дхармы проросли, необходимо признать, что наше понимание Учения еще далеко не полно.

 

Как обычно, мы начинаем практику в состоянии устойчивого сосредоточения, с положительным эмоциональным настроем (идеально — находясь на уровне первой дхьяны). Затем мы направляем сосредоточенное внимание на начальные ниданы спирали, останавливаясь на каждой из них в течение некоторого времени, прежде чем перейти к следующей.

 

Здесь я привожу полный список нидан колеса бытия и спирального пути, объясняя каждую из них, а кроме того, даюкраткое описание того, как развивается процесс обусловленно

го бытия и движение к сфере необусловленного. За объяснениями последует простой перечень нидан.

 

Первые семь нидан спирального пути

1) и 2) Поскольку есть страдание, или неудовлетворенность, дукха, — подразумевается неудовлетворенность жизнью в сансаре, которая аналогична нидане чувство колеса бытия, — возникает вера, саддха, или уверенность в возможности духовного развития.

 

3) Поскольку есть вера, возникает радость, памочжа, — чувство уважения к себе и сознание чистой совести, основанное на том, что человек приступил к практике Дхармы.

 

4) Поскольку есть радость, возникает восторг, пити, — один из факторов дхьяны, описанных в главе третьей.

 

5) Поскольку есть восторг, возникает покой, пассаддхи, то есть процесс «сдерживания» восторга в результате возникновения следующей ниданы — блаженства, также описанной в

главе третьей.

 

6) Поскольку есть покой, возникает блаженство, сукха.

 

7) Поскольку есть блаженство, возникает сосредоточение, самадхи. Здесь мы полностью погружаемся в переживание дхьяны.

 

8) Поскольку есть сосредоточение, возникает знание и видение истинной сути вещей, ятхабхутаньянадассана.

 

Итог

Размышляющий над этими звеньями причинной цепи должен, по возможности, сам пережить связанные с ними состояния. Ниданы с первой по седьмую охватывают процесс упрочения саматхи, то есть основу для восьмой ниданы.

 

Подводя итог, отметим: поскольку есть факторы дхьяны — радость, восторг, покой и блаженство, — возникает самадхи, кульминация процесса са´матхи. Затем, сделав еще один шаг, мы видим, как полнота саматхи создает возможность для вхождения в випассану.

 

В спиральном пути каждая последующая нидана не может возникнyть сама собой — ее приходится развивать, прилагая сознательные усилия. К тому же нидана не может возникнуть вовсе, если не существует предшествующего звена причинной цепи: так, радость, памочжа, невозможна, если, хотя бы отчасти не существует вера, саддха.