Новости

17.07.2024 12:25:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

13.07.2024 14:37:47

Буддийская медитация онлайн

Бесплатное введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

13.07.2024 12:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

13.06.2024 16:27:43

Введение в буддизм в Москве

Время, дата и место проведения будут подтверждены в ближайшее время

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Медитация: ниданы колеса бытия

Рассмотрев условия, необходимые для проникновения в истинную суть вещей, мы сосредоточим внимание на другом виде обусловленности — той, что действует в круговороте бытия. По крайней мере в воображении, мы повторили процесс вхождения на разные уровни дхьяны и теперь, используя в качестве основы двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения, направляем полностью сосредоточенное внимание на природу всего обусловленного.

 

1) и 2) Поскольку есть неведение (авиджа), возникают силы, формирующие карму, санкхара, — это очень обобщенно выражает суть циклического процесса, в основе которого лежат автоматические реакции на окружающее. Из за омраченности и смятения, неизбежных следствий незнания Истины, формируются сильные предрасположенности (Санскр. васана, глубоко скрытые в подсознании и укоренившиеся там отпечатки стереотипы совершенных ранее действий, которые в определенных условиях активизируются и обусловливают новые действия, аналогичные предыдущим), или «направляющие силы», и начинают овладевать сознанием, обусловливая его.

 

3) Поскольку есть силы, формирующие карму, возникает сознание, винняна — исходная «искра» сознания, возникающая при зачатии.

 

4) Поскольку есть сознание, возникает психофизический организм, намарупа (буквально «имя форма». «Имя» традиционно связывают с четырьмя группа ми, cкандхами, элементов бытия — дхарм. Это сознание, чувство, различение и процессы, или движущие силы, ума. Под «формой» подразумевается группа формы, или чувственного, включающая четыре первоэле мента (земля, вода, огонь и воздух), пять способностей восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) и шесть объектов чувственного восприятия (цвет и форма, звук, запах, вкус, осязаемое и неосязаемое, или знаки) — иными словами, ум и тело(первоначально развивающиеся в материнской утробе).

 

5) Поскольку есть психофизический организм, возникают шесть способностей восприятия, салаятана, (санскр. Шесть способностей восприятия, которые включают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и способность ума воспринимать) — средства контакта тела и ума с окружающим миром.

 

Подытожив описанный выше процесс, можно сказать: из за предрасположенности к сансарному бытию возникает заблуждающийся ум в совокупности с телом и органами чувств.

 

6) Поскольку существуют шесть способностей восприятия, возникает контакт, пхасса — подлинное соприкосновение шести способностей восприятия с объектами окружающего мира.

 

7) Поскольку существует контакт, возникает чувство, ведана — когда мы посредством органов чувств соприкасаемся с окружающим миром, всегда возникает чувство, приятное или неприятное. Обратите внимание, что мы уже частично рассматривали это в главе второй.

 

8) Поскольку существует чувство, возникает жажда обладания, танха — конечно, жажда обладания появляется в том случае, если это приятное чувство, если же возникает чувство боли, появляется ненависть или другая подобная ей эмоция.

 

Как только возникло чувство, мы, словно под давлением, вынуждены отвечать определенной эмоцией. Однако ранее, говоря об осознанности, мы уже видели, что можно научиться руководить своими эмоциями и направлять их в благое русло. Эта нидана знаменует переломный момент нашего опыта: перед нами открываются пути духовного роста или нравственной деградации. Если мы позволим одержать верх жажде приятных ощущений (равно как ненависти, болезненным чувствам или вообще любым неискусным эмоциям), то немедленно свяжем себя с последующими звеньями колеса бытия. Если же, отбросив искушение ответить неискусно, мы будем способствовать возникновению положительных нидан, то утвердимся на пути Просветления. Но, к несчастью, чаще всего происходит следующее:

 

9) Поскольку есть жажда обладания, возникает привязан ность, упадана, — мы «попадаемся на крючок» приятного переживания и стараемся его воспроизвести, как только предоставляется возможность.

 

10) Поскольку есть привязанность, возникает становление, бхава, — привычка повторять переживание настолько укореняется, что становится частью нас самих.

 

11) Поскольку есть становление, возникает рождение, джати, — то, какой будет наша следующая жизнь, определяется именно этими глубоко укоренившимися привычками.

 

12) Поскольку есть рождение, возникают старость и смерть, джара марана — это общий итог обусловленности, действующей в круговороте бытия: поскольку при рождении мы получили непостоянное тело, его распад неизбежен.

 

Затем, помимо созерцания, посвященного возникновению нашего бытия, мы созерцаем исчезновение каждого из звеньев цепи при отсутствии предшествующего ему условия.

 

Поскольку прекращается рождение, исчезают старость и смерть.

Поскольку прекращается становление, исчезает рождение.

Поскольку прекращается привязанность, исчезает становление.

Поскольку прекращается жажда обладания, исчезает привязанность.

Поскольку прекращается чувство, исчезает жажда обладания.

Поскольку прекращается контакт, исчезает чувство.

Поскольку исчезают шесть способностей восприятия, исчезает контакт.

Поскольку исчезает психофизический организм, исчезают шесть способностей восприятия.

Поскольку прекращается сознание, исчезает психофизический организм.

Поскольку прекращаются силы, формирующие карму, исчезает сознание.

Поскольку прекращается неведение, исчезают силы, формирующие карму.

 

Остальные ниданы спирального пути. На этом мы завершаем созерцание нидан колеса бытия. Итак, тщательно исследовав истинный способ существования вещей, мы возвращаемся к cпиральному пути и созерцаем — по крайней мере на уровне воображения — ступени, ведущие от этого первоначального постижения истины к полному Просветлению.

 

9) Поскольку есть «знание и ви´´´дение истинной сути вещей», возникает удаление от привычного, ниббида, — хватка привязанности ослабевает благодаря постижению истинной сути, и появляется возможность более широкого видения действительности.

 

10) Поскольку есть удаление, возникает освобождение от уз привычного, вирага. Так как мы пребываем в состоянии более широкого понимания действительности, появляется возможность устранить из нашей жизни все условия, которые препятствуют дальнейшему постижению истины.

 

11) Поскольку есть освобождение, возникает свобода, вимутти, — это первое соприкосновение с Просветлением. Мы свободны.

 

12) Поскольку есть свобода, возникает знание разрушения всех заблуждений, асаваккхаяньяна. Мы знаем, что совершенно свободны. Мы обрели полное Просветление, или состояние Будды.

 

Заметьте: созерцание действующего в круговороте бытия процесса обусловленности идет за размышлением над восьмой ниданой спирального пути — «знание и ви´дение истинной сутивещей». Это задумано с особой целью: дать полный обзор процесса сансары, который подчеркивает ее несовершенство и дает дополнительную энергию, необходимую для удаления от привычного, освобождения и свободы, то есть завершающего этапа пути, выводящего за пределы.

 

Однако случается, что цель созерцания нидан колеса бытия в обратном порядке, когда рассматривается их прекращение, истолковывают превратно, что потенциально опасно. В частности, не следует понимать этапы размышления: «поскольку прекращается чувство, исчезает жажда обладания» и «поскольку прекращается контакт, исчезает чувство» — в том смысле, что такого прекращения следует добиваться, поскольку оно составляет часть духовного пути. На самом деле мы не стремимся прекратить процессы восприятия, контакта или сознания. Цель этой практики в том, чтобы глубже проанализировать обусловленную природу вещей, и понять: поскольку чувство зависит от контакта воспринимающей способности с объектом, то от сутствие такого контакта должно обязательно подразумевать отсутствие самого чувства. Хотя и верно, что прекращение чувства означает прекращение жажды обладания, а прекращение жажды обладания — ключевое условие духовного развития, было бы ошибкой сделать из этого вывод, будто необходимо стремиться к избавлению от всех чувств. Ведь это просто невозможно, что ясно показывают последние ниданы колеса бытия. К сожалению, от чувства можно отстраниться — отдалиться настолько, чтобы переживать его менее остро. Поскольку духовное развитие зависит от воспитания положительных эмоций, а оно, в свою очередь, зависит от осознавания чувств, подобная отстраненность создала бы серьезные препятствия для дальнейшего совершенствования.