Новости

17.07.2024 12:25:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

13.07.2024 14:37:47

Буддийская медитация онлайн

Бесплатное введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

13.07.2024 12:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

13.06.2024 16:27:43

Введение в буддизм в Москве

Время, дата и место проведения будут подтверждены в ближайшее время

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Медитация: общее размышление о смерти

Второй метод не предполагает непосредственного контакта со смертью, и все же он не менее эффективен: в состоянии сосредоточения мы сохраняем памятование о том, что всем нам однажды предстоит умереть. Конечно, теоретически все мы итак это знаем, но глубоко осознать и полностью принять этот факт чрезвычайно трудно.

 

Начните практику с продолжительного периода метта бхаваны, дойдите в медитации до уровня дхьяны или упачара самадхи. Затем, не выходя из сосредоточения, рассматривайте смерть с разных сторон. Следуя традиции, практикующий многократно повторяет про себя слово «смерть» или какую то ключевую фразу, помогающую удерживать в уме тот факт, что все мы смертны. Главное — чтобы ум, сосредоточенный на этой фразе или мысли, оставался восприимчивым и спокойным до тех пор, пока факт смерти не дойдет до самых глубин сознания.

 

Вначале вы, возможно, обнаружите, что одной метты недостаточно, чтобы справиться с мощью этой практики. Сосредоточение также очень важно, поскольку ум может пытаться уклониться от темы медитации, маскируя это состояниями рассеянности и вялости (это наиболее частые затруднения). Если вы обнаружите такие препятствия, вернитесь на некоторое время к медитации саматхи, а затем возобновите випассану.

 

Размышления, основанные на коренных строфах из «тибетской книги мертвых». Одним из вариантов подхода, основанного на использова нии ключевой фразы, является медленное повторение коренных строк из «Тибетской Книги Мертвых 58 », (Цитируется по изданию: «Естественное освобождение: учение Падмасамбха вы о шести бардо». СПб.: Уддияна, 2003, сс. 260–268. — Прим. ред.) Размышляйте о содержании следующих строф:

 

Увы! В это время, когда передо мной предстает бардо жизни,

Я отрину духовную леность, ибо в этой жизни неосталось времени, чтобы тратить его зря.

Я твердо вступлю на путь слушания, размышления и медитации

И буду упражняться так, чтобы видимости и ум возникли как путь, а три каи 59 проявились.

Теперь, когда человеческая жизнь у меня всего одна, 

Нет времени оставаться на путях отвлечений!

 

Увы! В это время, когда передо мной предстает бардосновидения,

Я отрину беспечность и кладбище неведения.

С непоколебимой внимательностью я погружусь в переживание природы бытия.

Постигая состояние сновидений, я буду упражняться в создании эманаций, преображении и ясном свете.

Не спи как животное,

Но объединяй в практике сон с прямым восприятием!

 

Увы! В это время, когда передо мной предстает бардо медитации,

Я отрину многочисленные отвлечения, сбивающие меня с толку.

Без колебаний и привязанности я погружусь в состояние, свободное от крайностей.

Я достигну устойчивости в стадиях зарождения и завершения.

Отринув деятельность и пребывая в однонаправленной медитации,

Не позволяй себе подпасть под влияние вводящих в заблуждение клеш.

 

Увы! В это время, когда передо мной предстает бардо умирания,

Я отрину привязанность, влечение и привычку цепляться за что бы то ни было.

 

Без колебаний погружусь в переживание ясных, практических наставлений.

Перенесу свой нерожденный ум в дхармадхату.

Я вот вот покину свое составное тело из плоти и крови.

Знай, что оно непостоянно и иллюзорно!

 

Увы! В это время, когда передо мной предстает бардо дхарматы,

Я отрину всякий страх и ужас.

Я узна´ ю во всех видимостях естественный лик ригпа.

Знай, что именно так проявляется бардо!

Настанет время перейти этот решающий порог.

Не бойся собраний мирных и гневных — это твои собственные проявления!

 

Увы! В это время, когда передо мной предстает бардо становления,

Буду сохранять в уме однонаправленную визуализацию

И с усердием завершу прекрасную незаконченную задачу.

Закрой вход в чрево и вспомни, каковы причины возвращения.

Это пора, когда необходимо подлинное, чистое видение.

Отринь ревность и представляй гуру с супругой!

 

Легкомысленно, не думая о смерти,

Ты поглощен бессмысленными делами этой жизни.

Возвратиться ныне с пустыми руками —

Значит уступить беспорядочным желаниям.

Осознай, что тебе необходима возвышенная, святая Дхарма.

Так не заняться ли прямо сейчас практикой святой Дхармы?

 

Наша нынешняя жизнь значительно выиграет, если мы приобретем более правильный взгляд на смерть. «Тибетская книга мертвых» — это свод наставлений, помогающих руководить сознанием в процессе смерти. В нем смерть рассматривается в оптимистическом, воодушевляющем ключе. Согласно этой традиции, смерть — это одно из шести бардо, или переходных состояний, которые переживает каждое существо. Например, смерть — это бардо между предыдущей жизнью и последующей, а сама жизнь — бардо между предыдущей и последующей смертью. Состояние сновидения — это бардо между вчерашним и нынешним бодрствованием, а медитация — бардо между состояниями обычного сознания.

 

Здесь смерть рассматривается не только как нечто неизбежное, но и как часть самой жизни, причем часть, имеющая свой положительный смысл. Более того, процесс духовного совершен ствования возможен не только во время жизни, но и в бардо смерти — при условии, что человек уже получил необходимуюподготовку, то есть овладел основами осознанности и медитации.

 

Созерцание изменчивой природы бытия. Есть и другой, еще более общий способ размышления о не постоянстве. Это практика, в которой мы просто размышляем о важнейшей истине — истине изменчивости. Достигнув устойчивого сосредоточения, осознанно и внимательно наблюдайте ежеминутно меняющиеся состояния ума, которые текут не скончаемым потоком. Наблюдайте предметы внешнего мира: созерцайте, как они постепенно стареют, разрушаются и превращаются во что то иное. Размышляйте о том, что вещи вовсе не столь прочны и неизменны, какими они представляются.

 

Приходит время, и чудные бирюзовые цветы гибнут от холода — Вот пример иллюзорной природы всех существ, Вот доказательство преходящей природы всех вещей. Подумай об этом, и ты обратишься к практике Дхармы.

 

Сокровище, которым ты так дорожишь, вскоре попадет в чужие руки — Вот пример иллюзорной природы всех существ, Вот доказательство преходящей природы всех вещей. Подумай об этом, и ты обратишься к практике Дхармы.

 

Родился долгожданный сын, но вскоре ты навеки потеряешь его — Вот пример иллюзорной природы всех существ, Вот доказательство преходящей природы всех вещей. Подумай об этом, и ты обратишься к практике Дхармы. 60

Миларэпа

 

Такое размышление можно сочетать с практикой медитации во время ходьбы, о которой будет вкратце рассказано в конце этой главы.