Дхарма: уравновешивая совершенства
В данном контексте мудрость можно рассматривать как шестое из шести совершенств, практикуемых Бодхисаттвой. Так же, как можно считать, что пять духовных способностей состоят из двух пар с уравновешивающим пятым фактором, шесть совершенств можно мысленно разделить на три пары. Даяние и честность представляют собой альтруистический и индивидуалистический аспекты духовной жизни. Тогда вторая пара, терпение и энергия, представляют собой, выражаясь метафорически, «женский» и «мужской» подходы к духовной жизни. И, наконец, медитация и мудрость представляют собой внешнее и внутреннее измерения, так сказать, Просветленного ума. Бодхисаттва синтезирует и уравновешивает все эти пары противоположностей – индивидуалистическое и альтруистическое, «женское» и «мужское», внешнее и внутреннее – в своем собственном Просветленном или почти Просветленном уме. В духовной жизни бодхисаттвы нет места односторонности.
Продвижение Бодхисаттвы – выход за пределы времени и пространства
В ходе своего духовного пути бодхисаттва проходит десять ступеней духовного прогресса. На первой ступени зарождается бодхичитта, воля к Просветлению, и проявляется в вас или через вас. На восьмой ступени вы становитесь «необратимым»: это означает, что вы больше не можете пасть на пути достижения Высшего Освобождения на благо всех, больше не существует опасности того, что вы когда-либо вернетесь к сравнительно более низкому идеалу Просветления для одного себя. А на десятой и последней ступени вы достигаете самого Высшего Просветления на благо всех живых существ.
Все это – практика шести совершенств, зарождение бодхичитты, прохождение всех десяти ступеней духовного продвижения – занимает чрезвычайно долгий период времени. На самом деле, согласно традиции, это занимает абсолютно невообразимый и внушающий благоговейный ужас промежуток времени. Говорится, что на это требуется не менее трех кальп или трех эонов, и, хотя точных цифр не приводится, кальпа – на самом деле долгий период времени, период в миллионы лет. На протяжении этого периода бодхисаттва, проходя этапы духовного продвижения, также проживает многочисленные жизни в самых разнообразных уделах, разнообразных мирах и планах существования. Но все это время он крепко держится, как за золотую нить, за свою волю к Просветлению.
Идеал бодхисаттвы – самая суть махаянской формы буддизма, и его также вполне можно назвать прекраснейшим цветком буддийской духовности. Он имеет не только индивидуальное, личное значение, но космическое значение в истинном смысле этого слова, подвергшегося стольким злоупотреблениям. «Космическое» на самом деле означает вселенское, относящееся к космосу или Вселенной в целом, не ограниченное каким-либо одним периодом истории, не ограниченное даже этой землей. И мы обнаруживаем, что идеал бодхисаттвы, согласно сутрам Махаяны, не ограничен ни временем, ни пространством.
Подобно этому, когда бодхисаттва посвящает себя достижению Просветления на благо всех чувствующих существ, это выражение следует понимать вполне буквально. Под «всеми чувствующими существами» – эти слова пропитывают всю традицию Махаяны, откликаясь, подобно огромному хору, во всех сутрах Махаяны – имеются в виду не только существа, живущие на этой земле, на этом конкретном плане обусловленного существования, но существа всех возможных миров, всех планов, всех уделов.
Мы обнаруживаем указания на это в практике медитации, называемой развитием универсальной любящей доброты, метта-бхаване – которую, между прочим, часто практикуют для того, чтобы способствовать возникновению воли к Просветлению. Как мы увидели в главе о медитации, мы начинаем эту практику с развития любви к себе, затем к близкому и дорогому другу, затем к нейтральному человеку и врагу. Затем, на завершающей стадии практики, наша метта распространяется все увеличивающимися кругами. Прежде всего вы направляете метту ко всем людям в комнате, в которой вы медитируете (если вы медитируете с другими людьми), затем ко всем людям в окрестности, в городе, стране, на всех континентах один за другим, затем ко всем существам на земле, всем человеческим существам, животным и так далее, и затем, наконец, ко всем живым существам во всех направлениях пространства. Таким образом, мы развиваем метту не только по отношению к существам на этой земле, но и к существам, населяющим другие планеты, другие миры, даже другие галактические системы. Вот как далеко и широко, во вселенских масштабах, она распространяется.
Выражение «все чувствующие существа», которое так часто появляется не только в контексте идеала Бодхисаттвы, но и в целом в Махаяне, равно как и в контексте практики любящей доброты, предполагает три взаимосвязанные вещи. Прежде всего, оно ясно указывает, что согласно буддизму существует не только один мир, но множество, даже бесконечное количество миров. Во-вторых, оно допускает возможность того, что, по крайней мере, некоторые из этих миров населены другими разумными существами. И, в-третьих, оно подразумевает, что эти миры и эти другие разумные существа вовсе не оказываются за пределами буддизма, пути к Просветлению, будь это в теории или на практике.
Несколько лет назад между некоторыми католическими теологами Германии возник спор – обычно католические теологи Германии находятся в авангарде католической теологической мысли. Вопрос, который у них возник, был таков. Предположим, что в результате открытий современной науки мы обнаружим, что другие миры обитаемы. Предположим, что мы нашли разумных существ на Марсе, Венере или даже Луне. Будет ли христианская схема искупления применима к ним? Умер ли Христос за них? Или он умер только за живущих на этой земле? Этот вопрос много обсуждался и, как следовало предположить, мнения разделились. Некоторые считали, что Христос принес спасение только существам на этой земле, а другие полагали, что он принес искупление всем живым существам – используя буддийское выражение, всем без исключения.
Но что касается буддизма, вопрос пределов для него давно решен – на самом деле, с самого начала. Буддизм можно описать как вселенское учение в самом полном из возможных смыслов, учение, применимое ко всем разумным существам любого времени, будь это сейчас, десять миллионов лет назад или десять миллионов лет спустя, в любой части Вселенной, будь это в этой галактической системе или в любой другой. Он, как говорится в «Тиратана Вандане», «акалико» – подходит для любого места и времени.
Космическое значение идеала Будды
Космическое значение идеала Будды
Шесть совершенств
Нравственность или шила
Энергия следования благому
Уравновешивая совершенства
Лотосовая Сутра
Космическая значимость идеала Бодхисаттвы
Сангхаракшита - что такое Дхарма?
Что такое Дхарма?Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания