Новости

05.09.2024 14:37:47

Буддийская медитация онлайн

Бесплатное введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

29.08.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

13.06.2024 16:27:43

Введение в буддизм в Москве

Время, дата и место проведения будут подтверждены в ближайшее время

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Дхарма: трехчленный путь: нравственность

Ни один человек, прочитавший в палийских писаниях яркие описания жизни Будды и его учеников, не станет сомневаться в том, что все они были невероятно счастливыми людьми. Их любовь, сострадание, отречение, счастье и довольство производили глубокое впечатление на всех, кто попадал в сферу их влияния. Короли и придворные, проститутки и добродетельные вдовы, солдаты и ученые, крестьяне и ремесленники, – все они садились у ног Будды, для того чтобы узнать секрет этого лучезарного счастья. Неудивительно, что среди многих эпитетов, под которыми известен Будда, есть и титул Сугата, «счастливый».

 

Но даже во времена Будды существовало множество людей, которые не довольствовались столь абстрактной наградой, как покой и блаженство нирваны, а жаждали учения, которое бы показало им, как удовлетворить их человеческие желания и стремления. Будда обычно подбадривал таких людей, указывая, что есть различные небеса, на которых они могут переродиться в награду за добродетельные поступки, такие, как даяние пищи бездомным, уход за больными, рытье колодцев и выращивание деревьев, дающих тень и отдых путникам. Но он не забывал предостерегать их, что эти небесные уделы – временные обители. Когда запас их заслуг будет исчерпан, обитатели этих небес снова попадут в непрестанно вращающееся колесо изменений и, скорее всего, переродятся в человеческом измерении, где будут жить и страдать, как прежде. Возможно, обычно говорил Будда, испытав подобные превратности судьбы несколько раз, человек устанет от преходящего счастья и решит обрести вечное блаженство нирваны.

 

Буддийская система этики также дает образы ряда адов, в которых те, кто вел себя неискусно, перерождаются в результате своих неискусных действий. Но эти ады столь же временны, как и небеса. Искупив вину за свои прошлые недобродетельные поступки, обитатели ада еще раз переродятся в человеческом измерении, и у них будет еще одна возможность найти путь, который выводит за пределы Колеса жизни112. В понимании буддизма все существа – даже птицы и цветы, как говорят некоторые, – рано или поздно обретут Просветление.

 

Закон кармы

Все это, безусловно, вытекает из закона кармы. В своей самой простой и общепринятой форме учение о карме – это просто выражение универсальной веры в то, что мы пожинаем то, что сеем: рано или поздно мы сами ощутим результаты наших действий. Закон кармы помогает нам до некоторой степени объяснить очевидные различия в благополучии, которые существуют в этом мире, но здесь нужно быть очень осторожными. Страдание (или счастье) человека – не обязательно результат его прошлых действий. Закон кармы часто понимается неверно в этом отношении. Здесь мы возвращаемся к основополагающей истине – обусловленности. Будда выделял пять порядков обусловленности, пять ниям, как впоследствии назвал их Буддагхоша: физический неорганический уровень, физический органический (то есть биологический), психологический, кармический и запредельный113. Если только человек не обладает проникновением Будды, он не может быть уверен в том, какие именно ниямы приводят к какому именно результату.

 

Обычно здесь приводится пример с лихорадкой. Если у человека лихорадка, возможно, это простуда, связанная со внезапным изменением температур, или он мог подхватить вирусную инфекцию, или, возможно, он стал жертвой болезни в результате какого-то умственного переутомления, или же причиной этого могло стать неискусное действие, совершенное в прошлом, или же это может быть даже воздействием определенного рода запредельного постижения. Таким образом, один и тот же конечный результат мог возникнуть по физической, биологической, психологической, кармической или трансцендентной причине – или из-за комбинации двух и более причин.

 

Причинность – это запутанная сеть: все, что происходит или возникает, случается или появляется на свет в результате не одной, а многих причин. На самом деле – и это аспект постижения реальности Буддой – если мы поразмышляем над факторами, которые, соединившись, становятся причиной любого явления, мы поймем, что они бесчисленны. Подумайте, например, что стало «причиной» булки хлеба (или пакета с рисом) на вашей кухне. Подумайте о людях, которые к этому причастны – и о том, что стало их «причиной». Подумайте об их предках, уходящих вглубь до безначальных времен. Подумайте о солнце, дожде и земле, подумайте о перевозке и материалах для упаковки. На самом деле, нет ничего и никого, кто или что было бы не причастно к возникновению – и появлению на вашей кухне – этой булки хлеба. Это, кстати, еще один способ подойти к учению об «анатмане», «отсутствии отдельной самости». Размышления показывают нам, что ничто не обладает отдельным от всего остального «самобытием», всё и вся взаимосвязано. Для иллюстрации этого факта в буддизме Махаяны приводится образ сети Индры – бесконечной сети драгоценностей, каждая из которых отражает другие драгоценности в сети114.

 

Эти сложные хитросплетения причинности означают, что, если кто-то страдает определенным образом, нельзя делать вывод, что это непременно является результатом его неискусного поведения в прошлом. Это возможно, но вы просто не можете знать этого наверняка. Индуисты приняли фаталистическую точку зрения на закон кармы, и некоторые буддисты склонны утверждать нечто похожее, но буддийское учение о пяти ниямах очевидно свидетельствует, что страдание, которое существо испытывает в настоящем, необязательно подразумевает неискусное поведение в прошлом.

 

В чем мы можем быть уверены, так это в том, что наше нынешнее неискусное поведение почти непременно приведет к страданию в будущем (хотя некоторые менее значительные неискусные действия «отменяются» искусными), а искусные действия принесут нам радость. В качестве классического примера здесь можно привести самое начало «Дхаммапады»:

 

[Неискусные] состояния ума предваряются умом, руководятся умом и созданы из ума. Если кто-то говорит или поступает с нечистым умом, страдание последует за ним, как колесо повозки следует за ногами быка.

 

[Искусные] состояния ума предваряются умом, руководятся умом и созданы из ума. Если кто-то говорит или поступает с чистым умом, счастье последует за ним, как тень115.

 

Это основа буддийской этики, которую иногда обобщают словами: «Действия имеют последствия». Поэтому здесь мы видим закон обусловленности в применении к этической сфере. В буддийской традиции есть много перечней наставлений или принципов обучения, наиболее повсеместно применяемый из которых – список из пяти этических наставлений. Это не правила в узком, буквальном смысле: точнее будет описать их как принципы нравственного поведения. Они отражают то, как естественным образом вел бы себя Просветленный человек, поэтому, пытаясь вести себя подобным образом, человек постепенно движется к Просветлению.