Новости

13.06.2019 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией в Одессе

Читать дальше …

10.01.2018 03:02:40

Свободный Дух: буддийская медитация онлайн

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

05.01.2018 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Символ Колеса Жизни и Спиральном Пути

Эти два великих символа охватывают практически весь буддизм – символ Колеса Жизни и символ Спиральном Пути, символ круга и символ спирали. Но возникает вопрос: какова связь между ними? Совсем ли они не связаны?Оторваны ли они друг от друга? Какова связь между ними – Колесом и Путем, кругом и спиралью?Пересекаются ли они в какой-нибудь точке? Объединяются ли они где-либо? И это на самом деле очень важно. Они действительно объединяются. Они действительно пересекаются.

 

Возможно, вы помните, что в четвертом, внешнем круге Колеса Жизни я описал двенадцать звеньев в процессе реактивного ума, на которые разделен внешний круг. Вы помните, что седьмым из этих звеньев была ведана или ощущение, особенно в смысле приятного ощущения, а восьмым – тришна, страстное желание или жажда. Ведана или ощущение – последнее звено того, что мы называем процессом следствия настоящей жизни, в то время как тришна, жажда или страстное желание, – первое звено в причинном процессе настоящей жизни. Возможно, здесь требуются некоторые объяснения, поскольку это довольно важный момент. Двенадцать звеньев в целом, двенадцать нидан, разделяются на причинный процесс и процесс следствия. Процесс действия, так сказать, процесс реакции в соответствии с этим. Поэтому эти процессы – причинный процесс и процесс реакции, причинный процесс и процесс реакции – продолжаются, так сказать, чередуются все время. Ведана, ощущение – последнее звено в процессе следствия нынешней жизни. Это означает, что сознание, первоначальная вспышка сознания в утробе матери, затем сопровождается возникновением психофизического организма, оснащенного шестью чувствами. Затем следует контакт и ощущение. Все это – следствия того, что произошло в прошлом. Поэтому ведана или ощущение – это последнее звено в этом процессе следствия в нынешней жизни, возникающее как результат прошлого, причинного процесса предыдущей жизни. А тришна или страстное желание, жадность, которая возникает, когда мы сталкиваемся с переживаниями приятных чувств, приятных ощущений – это то, что мы называем первым звеном в причинном процессе настоящей жизни, поскольку причинный процесс символизирует реакцию, механическое, неосознанное реагирование, которое запускает всю последовательность результатов самой себя в будущем.

 

Поэтому это ключевой момент. Под влиянием ощущения, приятного ощущения, возникает страстное желание. Поэтому это место, в котором Колесо Жизни либо останавливается, любо начинает новый оборот. Если в тот момент, когда вы сталкиваетесь с приятным ощущением, не возникает страстного желания, тогда Колесо останавливается. Но если, напротив, сталкиваясь с приятным ощущением, вы в конце концов испытываете страстное желание по отношению к нему, тогда Колесо жизни медленно, но неумолимо делает еще один поворот, еще один оборот. Но эта точка – также точка пересечения с Путем. Путь, так сказать, возникает из этой точки. Это, кстати, очень хорошо показано на нашей схеме. Если кто-то немного запутался, а я затрагиваю этот вопрос достаточно бегло, пожалуйста, добудьте себе копию нашей схемы, схему номер один.

 

Как вы, возможно, помните, первая Бодхьянга – это смрити, памятование или осознанность. Следовательно, вместо того, чтобы реагировать на приятное ощущение страстным желанием, вы просто осознаете приятное ощущение, просто осознаете, просто видите его, просто наблюдаете его, но не позволяете развиться страстному желанию, тогда посредством осознанности вы, так сказать, тормозите Колесо. Вы начинаете замедлять ход Колеса, и рано или поздно, практикуя последующие Бодхьянги, вы останавливаете его.

 

Вот такова причина, или одна из причин, почему осознанность или внимательность занимает такое ключевое место в буддийском учении и в буддийской доктрине. Это осознанность является средством перехода от реактивного ума к творческому уму, от Колеса к Пути, от Круга к Спирали – и, в конце концов, от Сансары к Нирване, от Обусловленного к Необусловленному. Если только, вместо того, чтобы реагировать, мы будем осознавать, осознавать стимулы, осознавать нашу собственную склонность реагировать, если бы мы смогли быть осознанными таким образом, тогда весь реактивный процесс, изображаемый Колесом Жизни, можно замедлить и рано или поздно остановить, и затем мы пробудимся, и затем мы, так сказать, будем по-настоящему живы.

 

Реактивный и творческий ум

Статьи о Буддизме

Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:

      Путь Будды в современном мире
      Единство и история буддизма
      Реактивный и творческий ум
      Прорыв в состояние Будды
      Искусство и духовная жизнь