Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Творческий ум

Теперь мы переходим к творческому уму. Каковы характеристики этого творческого ума? Очевидно, что характеристики творческого ума противоположны характеристикам реактивного ума. Творческий ум не просто реагирует. Творческий ум, так сказать, действует сам по себе. Мотивирующая сила, движение, вдохновение, так сказать, творческого ума исходят из глубин самого ума. Не просто от внешних стимулов. Внешние вещи могут, так сказать, дать повод, стать намеком или предложением, и ум, творческий ум, может принять их, но это не реагирование. Это скорее, можно сказать, своего рода ответ.

 

Давайте возьмем пример, конкретный пример. Предположим, что на нас свалилось несчастье. Мы потеряли что-то или лишились чего-то. Что-то случилось. Возможно, что-то трагическое, что нам не нравится - так что же случается обычно? Обычно мы, конечно, ворчим, мы жалуемся, мы, так сказать, жалуемся: «Почему это должно было произойти со мной, почему это должно было случиться со мной?» Таков реактивный ум. Так мы реагируем, если не думаем, если мы не осознанны. Но предположим, что мы воспринимаем это несчастье, это лишение или эту потерю как своего рода вызов, как своего рода возможность для открытия внутри самого себя, что не обусловлено объектом, тогда это творческий ум в действии. Реактивный ум часто склонен к отрицанию и пессимизму, а творческий ум, напротив, позитивен и оптимистичен. Оптимистичен не в искусственном смысле. Оптимистичен не в смысле того, что мы видим все в радужном свете, а в том смысле, что творчество продолжается, несмотря на даже довольно неприятные внешние условия и стимулы. Теперь, поскольку он на самом деле не зависит от внешнего объекта, поскольку он на самом деле не обусловлен им, не реагирует на его основе, творческий ум - это необусловленный ум. Его существование, функционирование не зависит ни от каких внешних объектов. Возможно, он пользуется случаями из внешнего мира, но на самом деле не обусловлен ими.

 

Поэтому, поскольку он не обусловлен, он независим, он, так сказать, свободен. Он спонтанен, и на своем высочайшем уровне, по мере того, как в нем все больше и больше развивается эта внутренняя свобода и спонтанность, он становится, так сказать, Безусловным, Безусловным Умом с заглавной «Б», так сказать, с заглавной «У», и это совпадает, это тождественно самому Абсолютному Уму. Поскольку он необусловлен или Безусловен, он реален и по-настоящему свободен. И, будучи творческим, будучи свободным, он также оригинален в том смысле, что создает нечто новое из своих собственных глубин, их внутренних сокровищ. И он характеризуется, можно сказать, непрестанной продуктивностью. Он все время создает, дает рождение, становится источником, причиной возникновения новых и новых вещей.

 

Это творчество - не обязательно просто художественное, или литературное, или даже духовное. Оно может также распространяться, можно сказать, на личные отношения, поскольку, когда два человека встречаются или общаются, рождается нечто большее, нечто более обширное, чем они сами.

 

Подводя итоги, можно сказать, что творческий ум, помимо всего прочего, это осознанный ум, ум, который не спит, пробужденный ум, ум, который на самом деле является осознанностью сам по себе. И поскольку он осознан, он на самом деле подлинно жив. Реактивный ум - мертвый ум. Он подобен машине, а творческий ум, поскольку он не реагирует, поскольку он спонтанен, поскольку он свободен и необусловлен, по-настоящему жив, это живой ум.

В буддизме у нас есть два очень важных символа. Недавно у нас было довольно насыщенное расписание лекций по символизму в Кингсвей-холл. Мы касались одного-двух символов из тех, которые я собираюсь упомянуть сейчас, но в буддизме у нас есть два очень важных символа, иллюстрирующих эти два вида ума - реактивный ум и творческий ум, реактивное функционирование ума и творческое функционирование ума. Некоторые из вас уже довольно близко знакомы с этими символами, и я уверен, что, по крайней мере, у некоторых людей эти символы просочились глубоко в бессознательное, и эти символы - то, что мы называем Колесом Жизни и Путем. Или, если вам так нравится, так сказать, более геометрически,  символом Круга и символом Спирали. В связи с нашей, думаю, второй лекцией в Кингсвей-холле была создана схема, которая, помимо всего прочего, иллюстрирует эти два символа, и если кто-нибудь заинтересуется или захочет иметь копию этой схемы, которая также частично иллюстрирует и эту лекцию, я думаю, что несколько копий все еще есть в Сакуре.

 

Это два великих символа буддизма: Колесо Жизни и Путь, круг и спираль. Некоторые из вас, я знаю, видели Колесо Жизни. Некоторые из вас - те, кто присутствовали на второй неделе ретрита, - очень приятно провели час, на самом деле срисовывая Колесо Жизни, которое я очень грубо набросал на доске. Но все вы знаете, мне думается, или большинство из вас знает, что Колесо Жизни занимает очень важное место,  выдающееся, даже центральное место в религиозном искусстве Тибета. Колесо Жизни разделено на четыре концентрических круга. В центре находится ступица с тремя животными. Эти три животных символизируют различные аспекты реактивного ума. Вот что, по сути, они представляют собой.  Там есть петух, символизирующий страстное желание, змея, символизирующая гнев, и свинья, символизирующая неведение или омрачение. И это три главных аспекта реактивного ума. Неведение, свинья, символизирует темноту и слепоту реактивного ума, а страстное желание и ненависть символизируют его две основные слепые и невежественные функции.

 

Затем, во-вторых, во втором круге, который разделен на две части, есть черная и белая половины. В темной половине люди увлекаются вниз. В белой половине они понимаются к высшим состояниям существования. Но обе части находятся внутри колеса, внутри круга жизни, что означает, что условная мораль и условная религия, чисто внешняя моральность или религиозность все еще являются частью реактивного ума. Они не являются по-настоящему религиозными или духовными - они внутри колеса. Они - более утонченные продукты ума, но все же реактивного ума.

 

Затем, в третьем круге, мы переходим к разделению на пять или шесть сфер обусловленного существования. То есть, к сфере или сферам богов, асуров, которые сражаются с богами, человеческих существ, животных, голодных духов и существ, находящихся в состоянии страдания. Традиционно эти пять или шесть сфер интерпретируются или понимаются космологически, как различные планы существования, находящиеся где-то в этой Вселенной, но мы также можем истолковывать их как различные аспекты самого человеческого существования: мир богов символизирует состояния счастья или даже, можно сказать, изобилия, мир титанов символизирует состояния вражды и даже войны с другими формами жизни. Затем человеческое состояние, обычная человеческая жизнь - немного удовольствия, немного боли. Затем идут голодные духи, люди, лишенные чего-либо, недокормленные, у кого недостаточно пищи и даже воды, как это случается со многими людьми даже в наши дни в так называемых неразвитых странах. И затем существа, действительно испытывающие мучения и страдания, что, так или иначе, бывает очень часто, даже в нашем двадцатом веке, с людьми в различных местах, различных частях света, будь то концентрационный лагерь, камера пыток или даже тюрьма. В некоторых странах мира до сих пор творятся крайне ужасные вещи, и мы по справедливости можем сказать, что ады можно найти на поверхности нашей Земли.

 

Таким образом, так понимаются состояния существования, так сказать, в рамках человеческой жизни, человеческого существования, и они изображаются, как я уже говорил, в этом третьем круге Колеса Жизни. Но, как я уже сказал, традиционно буддисты понимают все это с точки зрения космологии.

 

И наконец, четвертый, последний круг разделен на двенадцать нидан или двенадцать звеньев, которые объясняют весь процесс кармы и перерождения, отсылки на которые, между прочим, я сделал в ходе этого обсуждения. Эти двенадцать нидан или звеньев - это звенья в цепи реактивного ума, и они, вкратце, просто для того, чтобы дать вам названия, потому что эту основу мы находим повсюду, таковы: прежде всего, авидья или неведение, духовная слепота или невежество. Под ее воздействием возникают самскары, различные функции тела, речи и ума, вырастающие из этого невежества. Затем, в-третьих, идет виджняна, вспышка сознания, которая возникает в новой жизни в материнской утробе. В-четвертых, нама-рупа, психофизический организм, который, так сказать, группируется вокруг этой первоначальной вспышки сознания. В-пятых, салаятана, шесть органов чувств, которыми оснащен психофизический организм, то есть пять органов чувств и ум. В-шестых, спарша или контакт, который возникает, когда шесть органов чувств вступают во взаимодействие с соответствующими объектами органов чувств. 

 

В-седьмых, ведана, чувства или ощущения, которые возникают следом, приятные, болезненные и нейтральные. В-восьмых, тришна, жажда или страстное желание, которое возникает под влиянием приятных ощущений. В-девятых, упадана, цепляние, склонность удерживаться за приятные ощущения как можно дольше и повторять их. Затем бхава, процесс обусловленного ума, ума, становящегося жестким и, так сказать, реактивным. В-одиннадцатых, рождение (джати), как результат всего этого в новой жизни, новом существовании. И затем, в-двенадцатых, джара-марана, старение и новая смерть.

 

Эти двенадцать звеньев, описанные мной очень кратко - можно найти много гораздо более детальных объяснений, - распределяются на три жизни: первые два принадлежат предыдущей жизни, средние восемь - этой жизни, а последние два - следующей жизни. Таким образом, двенадцать звеньев распределяются на три жизни и объясняют процесс кармы и перерождения, то, как мы вообще появляемся в этом мире, в рамках этих двенадцати звеньев. Следовательно, они отображают в очень конкретных простых понятиях весь процесс реактивного ума: как он просто реагирует, когда сталкивается с приятными стимулами и продолжает развиваться в обусловленности. В то же самое время, хотя все эти двенадцать звеньев распределяются на три жизни, также говорится, что все они присутствуют в одной и той же жизни. Но, распределены ли они на три жизни или содержатся в одной, эта последовательность с точностью показывает, как работает реактивный ум. Это, так сказать, механизм процесса в целом, и именно по этой причине, по причине процесса, отраженного в этих двенадцати ниданах, ум кружится и кружится, как в колесе. Вот почему мы говорим о Колесе Жизни, и колесо, как вы знаете, - это машина, простейшая из всех машин. Поэтому тот факт, что реактивный ум отображается в понятии колеса, Колеса Жизни, очень уместно иллюстрирует, что его природа подобна машине.

 

Итак, это первый великий символ буддизма, символ Колеса Жизни с его ступицей и тремя животными, белым и черным путями, пятью или шестью сферами обусловленного существования и двенадцатью звеньями, объясняющими процесс кармы и перерождения в целом, процесс обусловленного ума. Это отражает механизм, машину, так сказать, этого обусловленного реактивного ума, который мы используем большую часть времени, если не все время, и иллюстрирует, как мы связаны им, заточены им и просто кружимся и кружимся, как белка в колесе внутри своей клетки.

 

Реактивный и творческий ум

      1.    Реактивный и творческий ум

 

Статьи о Буддизме

Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:

      Путь Будды в современном мире
      Единство и история буддизма
      Реактивный и творческий ум
      Прорыв в состояние Будды
      Искусство и духовная жизнь