Новости

14.10.2019 19:47:15

Как проявить свои творческие способности? Советы буддиста.

Как проявить свои творческие способности? Советы буддиста

Публичная лекция

30-го октября, 19:00-20:30

«Shareeoom: творческая лаборатория»

Читать дальше …

13.06.2019 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией в Одессе

Читать дальше …

10.01.2018 03:02:40

Свободный Дух: буддийская медитация онлайн

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

05.01.2018 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Движение к Просветлению: нравственность

Первой идет «нравственность» – хотя, прежде чем двинуться дальше, нужно отметить, что в буддизме нет такого слова, как нравственность. Буддисты на Востоке не говорят об этике, вместо этого они говорят об искусных действиях. Искусные действия – это действия, которые являются выражением искусных состояний ума, то есть состояний ума, свободных от грубых форм страстного желания, отвращения и неведения, действия, которые, следовательно, не причиняют вреда ни самому человеку, ни другим, которые могут даже, время от времени, приносить пользу. Нравственность в этом смысле имеет в буддизме первостепенное значение.

 

В то же время ее ценность рассматривается в строго ограниченных пределах. Искусное действие, несомненно, готовит почву для опыта на стадии медитации. Но – и в буддизме это подчеркивается снова и снова – искусные действия сами по себе, даже искусные состояния ума сами по себе не могут привести нас напрямую к опыту Необусловленного. С точки зрения буддизма, нравственность больше похожа на стартовую площадку для ракеты. Вы не можете запустить ракету без стартовой площадки, но, когда ракета запущена, когда она уже мчится в стратосфере, стартовая площадка остается на Земле, она не отправляется к звездам. Поэтому нравственность не тождественна духовной жизни. Это только ее часть, только средство достижения цели, и промежуточной целью является медитация, а окончательной – мудрость или даже постижение Необусловленного.

 

Стоит также отметить, что в буддизме четко разделяются два вида морали: «естественная мораль» и «условная мораль»66. Естественная мораль заключается в действиях, являющихся выражением искусных состояний ума, в то время как условная мораль – всего-навсего вопрос местных обычаев или мнений и не обладает подлинной нравственной ценностью. Первый этап духовной жизни связан, конечно, не с условной, а с естественной моралью. В этом смысле мораль, можно сказать, соответствует светлой половине второго круга Колеса жизни, которая ведет нас вверх, к периферии гравитационного поля обусловленного. Но этот светлый участок все еще находится внутри этого гравитационного поля. Одних искусных действий недостаточно для выхода за пределы Колеса жизни.

 

К несчастью, подобного рода учения привели к некоторым серьезным заблуждениям. Люди иногда думают, что Будда учил исключительно пути собственной выгоды, и если кто-нибудь поразмышляет над этими строками, ему может показаться, что искусное действие советуется в них просто как средство достижения собственных целей, что человеку нужно проявлять доброту и щедрость только для того, чтобы увеличить свои собственные духовные возможности. Именно на этапе развития буддизма Махаяны раз и навсегда стало совершенно очевидно, если до этого и оставались сомнения, что не может быть никакого саморазвития без заботы и участия к благополучию и росту других. Даже достижение Просветления – это не вопрос индивидуального спасения: мы стремимся к нему не ради собственной выгоды, но для принесения блага всем существам. Именно этому учению, известному как идеал бодхисаттвы, уделяется особое внимание в Махаяне (мы рассмотрим его в тринадцатой главе).