Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Движение к Просветлению: мудрость

Третий великий этап Трехчленного пути – мудрость. Это, конечно, не имеет ничего общего с деятельностью ума; здесь под мудростью понимается напрямую поддерживаемое осознавание реальности Необусловленного. Поскольку мудрость является темой более поздних глав, сейчас мы отложим разговор о ней.

Точка невозвращения

Таковы три великих этапа нашего путешествия из сансары, сферы обусловленного, в Дхармадхату, Необусловленное. В самом начале нам нужно побороть гравитационное притяжение обусловленного, а притяжение Необусловленного кажется очень слабым – хотя оно должно присутствовать, иначе вообще не было бы и речи о движении к Просветлению. Но затем наступает переломный момент, в котором притяжение Необусловленного, Просветления, становится более мощной силой. Это можно назвать точкой невозвращения. За этой точкой наше духовное продвижение будет обеспечено, не будет опасности вернуться к прошлому. Поэтому это, несомненно, очень важная цель, к которой стоит стремиться, постоянно помня, что «стремление» к такой «цели» – это процесс постоянного отпускания.

 

Говорится, что конечная цель буддизма – Просветление, состояние Будды, нирвана, кому как нравится это называть. Но на самом деле это только слова. Они совершенно не способны дать нам точное представление о природе достижения того, на что мы направляем наши усилия: это слишком далеко от нас. Но мы можем устремиться к цели, которая ближе, понятнее и доступнее – к достижению точки невозвращения, точки, в которой притяжение Необусловленного становится сильнее, чем притяжение обусловленного. Если мы достигли этой точки, Просветление обеспечено нам в любом случае, и мы достигнем его, согласно традиции, в течение семи жизней67.

 

Но, хотя точка невозвращения достижима, нам, тем не менее, нужно приложить значительные усилия, чтобы это сделать. Мы не должны недооценивать силу гравитационного притяжения обусловленного. Оно действует на самых разнообразных уровнях и применимо ко всем аспектам жизни человека. Это из-за гравитационного притяжения обусловленного художник может согласиться или его вынудят согласиться предать свое внутреннее видение. Это из-за гравитационного притяжения обусловленного религии теряют какое-либо понимание своей подлинной миссии и становятся просто вопросом обычая и традиции. И это именно из-за гравитационного притяжения обусловленного мы падаем с высот медитации, часто едва достигнув их, или даже вообще прекращаем медитировать.

 

Очень важно, чтобы сами увидели действие этой великой силы, как в человеческой истории, так и в своей собственной жизни. Когда мы видим ее, когда мы понимаем, насколько она мощна, вездесуща и исчерпывающа, мы начинаем понимать, что не можем позволить себе прекратить предпринимать усилия. Если мы сделаем это, мы не просто останемся на месте – по крайней мере, надолго. Как только мы прекратим борьбу, гравитационное притяжение обусловленного безжалостно захватит нас, и прежде, чем мы поймем, что происходит, мы вернемся к тому, с чего начали, возможно, месяцы или даже годы назад. Мы, по-видимому, можем передохнуть, только достигнув точки невозвращения. До этого мы не должны отдыхать на духовных лаврах, какими бы прекрасными они не были. Поэтому последние слова Будды своим ученикам были «Аппамадена сампадетха»: «С осознанностью, с внимательностью – боритесь»68. На самом деле он говорил, что, если нам только удастся поддерживать две эти вещи – осознанность и усилия – тогда продвижение нам обеспечено.

 

Традиционное название для достижения точки невозвращения, которое можно обнаружить в буддийских писаниях – Вхождение в поток69. «Поток» - это невозможность преодолеть силу Необусловленного, как только вы подошли к нему достаточно близко. И снова мы встречаем метафору реки. Мы как будто снова стоим на берегу реки, который символизирует обусловленное существование. В этой метафоре Необусловленное символизируется не другим берегом (как в притче о плоте), а океаном, в который течет река.

 

Мы можем сказать, что расстояние от той точки, в которой мы находимся, до кромки воды соответствует первому этапу пути, этапу нравственности. Далее, расстояние от кромки воды до середины течения соответствует второму этапу пути, этапу медитации. Как только мы достигнем середины реки и начнем ощущать мощную силу потока, стремящегося к океану, нам просто придется покориться ему: это точка Вхождения в поток, точка невозвращения. А расстояние оттуда до самого океана – третий этап пути, этап мудрости.

 

Эта метафора упоминается в одной из притч Шри Рамакришны, великого современного индийского святого и учителя. Он рассказывал эту притчу, чтобы проиллюстрировать связь между «благодатью» и «работой», но она также имеет отношение к вопросу о Вхождении в поток в целом. Он говорил, что это подобно тому, как если бы мы направили лодку прямо к центру реки, на середину течения. Пока мы забираемся в лодку и гребем, с большими усилиями приближаясь к центру реки, это представляет собой «работу», карму в значении деятельности. Но как только мы достигли середины потока, вы можете поднять парус, а поднятый парус поймает ветер. Тогда вы можете отдохнуть, можете отложить весла, потому что дальше усилий не требуется. Все, что нужно – править рулем, и ветер будет нести вас вперед. И ветер символизирует «благодать» – другими словами, гравитационное притяжение Необусловленного.

 

Поэтому, если мы избираем в качестве своей «цели» Вхождение в поток, как нам ее достичь? Именно это должна подробно объяснять Дхарма как учение или путь. Нам не просто предписывается: «Будьте совершенны», точно также и совет Бодхидхармы императору – не окончательный ответ. За то время, пока он передавал учения, Будда обнаружил множество различных способов обозначить путь к Просветлению, а последующая буддийская традиция прибавила к ним новые варианты видения того же самого пути – и не просто видения его, она также детально разработала практические шаги, которые необходимо предпринимать.

 

Среди этих различных способов описания пути некоторые особенно ясно показывают, как можно распознать точку невозвращения, точку Вхождения в поток. Например, точно так же, как можно сказать, что точка невозвращения в рамках Трехчленного пути – это точка, в которой медитация затмевается мудростью, так в рамках двенадцати звеньев Спирального пути точка невозвращения достигается на восьмой ступени, в «знании и видении вещей, как они есть на самом деле». Другие способы рассмотрения духовного пути – пять духовных способностей, например, – воспринимаются скорее в рамках достижения равновесия качеств. Но есть одна вещь, общая для всех этих описаний пути, – то, что все они заключаются в развитии этих позитивных качеств. Совсем другой способ взглянуть на приближение к Вхождению в поток существует в рамках разрыва оков.