Новости

05.09.2024 14:37:47

Буддийская медитация онлайн

Бесплатное введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

29.08.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

13.06.2024 16:27:43

Введение в буддизм в Москве

Время, дата и место проведения будут подтверждены в ближайшее время

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Дхамма-Виная как великий и могучий океан

Единый вкус у морских глубин:

солёные в море воды.

Так и у Дхармы вкус один.

И это вкус свободы.

 

Наш цикл лекций называется «Вкус свободы». Мы будем рассматривать эту тему несколько недель. То, что мы будем слушать, основано на лекции, которую Сангхаракшита прочитал в 1979 году. До этого за 15 лет пребывания в Англии Сангхаракшита успел прочесть достаточно много лекций, поэтому идеи, изложенные в лекции «Вкус свободы», к этому времени уже были хорошо развиты.

 

Лекция начинается с вопроса: «Что такое буддизм?». Это хороший вопрос для всех, в том числе и для буддистов, как опытных, так и неопытных. В Париже, где я прожил семь лет, меня часто спрашивали: «Буддизм — это религия или философия?» И любили обсуждать это всю ночь. Сангхаракшита говорил, что время от времени буддизм называют «восточной философией» или даже «восточным мистицизмом», иногда — «системой нравственности». И я в свою очередь замечал, что православные в России, говоря о буддизме, часто называют его всего лишь системой нравственности, созданной человеком (подразумевая, что буддизм не создан богом).

 

Но есть и другой ответ. Буддизм – это духовный путь, путь практик, которые ведут к Просветлению. И в нём есть понимание, что разные школы разных направлений – это ветви одного дерева, буддизма.

 

Сангхаракшита отмечал, что на Западе за последние 100-150 лет буддизм стали называть просто «буддизмом». Но на Востоке то, что мы сейчас называем буддизмом, всегда обозначали другим словом – Дхамма (или Дхамма-Виная). Дхамма часто переводится как закон или учение, а Виная – как монашеская дисциплина. Сангхаракшита переводил эти слова как Принципы и Практики, духовные Принципы и духовные Практики, которые воплощают эти принципы.

 

Описывая Дхамма-Виная, Будда иногда использовал не определение или абстрактную идею, а образ. Это очень интересный вопрос: какие образы мы выбираем, чтобы описать нашу практику Дхаммы. Например, в Упосатха-сутте Будда говорит, что Дхамма-Виная похожа на океан, великий океан, могучий океан.

 

Упосатха-сутта находится в Палийском каноне в собрании Удана. Палийский канон — самое раннее собрание буддийских текстов на языке пали, а слово «удана» буквально значит «выдох». В этом собрании текстов Будда учит в состоянии вдохновения — это похоже на энергию, которая освобождается под большим давлением. Сутты Юданы можно воспринимать как высказывания, которые выходят из просветленного сознания.

 

Сангхаракшита начал с середины сутты.

Наступила глубокая ночь, было полнолуние. Будда сидел на свежем воздухе, его окружало большое количество бхикху. Бхикху обычно переводится как «монах» или «брат», но в наших лекциях мы будем переводить это слово как «ученик».

 

Все они уходили из дома и вели бездомную жизнь, чтобы иметь возможность находиться рядом с Буддой. Если бы Будда жил сейчас, его ученики могли бы слушать учение прямо по скайпу, и не нужно было бы переходить к бездомной жизни. Но 2600 лет назад такой возможности не было, и они жили вместе с Буддой.

 

Сутта говорит, что они сидели в совершенном молчании. Не час или два, а целую ночь. Не произнося ни одного слова, даже не двигаясь. Возможно, они медитировали вместе. Но ученикам, достигшим высокого уровня развития, необязательно медитировать в формальном смысле, поэтому достаточно сказать, что они просто сидели вместе целую ночь.

 

Сутта рассказывает, что к восходу произошло событие (мы его пропустим), в результате которого Будда решил дать описание Дхамма-Виная и сравнил Дхамму-Виная с великим и могущественным океаном.

 

И это было не всё. Он сказал, что у этого океана есть восемь странных и чудесных качеств. И у Дхамма-Виная есть восемь странных и чудесных качеств.

 

Первое качество

«Подобно океану, у которого есть постепенно углубляющийся шельф, с постепенными склонами и спусками, без внезапных обрывов, точно также и в Дхамма-Виная есть постепенное обучение, постепенная практика и постепенное развитие, без внезапных скачков. Тот факт, что в Дхамма-Виная есть постепенное обучение, постепенная практика и постепенное развитие, без внезапных скачков – это первое странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Океан становится глубже постепенно, без пропастей и резких обрывов. Так же и практика Дхамма-Виная углубляется постепенно, мало помалу, без резких изменений. Мы приближаемся к уровню опытных практикующих долго, постепенно. Это сразу не получается. Сангхаракшита говорил об этом современным языком в лекции, которая на английском называлась Path of Regular Steps and Irregular Steps. На русский это можно перевести как «последовательный и непоследовательный пути» (её можно прочесть в книге Сангхаракшиты «Буддизм: основы пути»).

 

Основная идея лекции в том, что переход от одного этапа духовного развития к следующему возникает естественно, от полного развития предыдущего. Это последовательный путь. Например, при изучении Пути по спирали, мы будем говорить о том, как вследствие полного осознания дуккхи (неудовлетворённости) возникает шраддха (вера или доверие к чему-то высшему). Такая постепенность является первым качеством великого и могучего океана.

 

Второе качество

«Подобно океану, который всегда устойчив и никогда не выходит за границу прилива, точно также и мои ученики никогда не нарушат наставления, которые я для них установил, даже ценой своей жизни. Это второе странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Природа океана всегда стабильна. Океан не выходит за пределы своих границ (границ прилива). Так и настоящий ученик Будды полностью посвящает себя духовной жизни, не нарушая наставлений Дхамма-Виная.

 

Третье качество

«Подобно океану, который не терпит мёртвых тел, прибивает к берегу любое мёртвое тело, а затем выбрасывает его на сушу, точно также с человеком беспринципным, злым, нечистым и подозрительным в своих намерениях, скрытным в своих действиях, не являющимся отшельником, хотя и притворяющимся таким, не ведущим святую жизнь, но притворяющимся таким, прогнившим внутри, похотливым и продажным собрание (моих) учеников не имеет ничего общего. Собравшись вместе, они изгоняют его из общины. Даже если он сидит среди собрания, он далёк от собрания, а собрание далеко от него… Это третье странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Если в океане появляется труп, после некоторого времени океан выбрасывает его на берег. Так же происходит и в сангхе (духовной общине Будды). Если человек не ведёт подлинной духовной жизни, рано или поздно он окажется вне сангхи. Даже если человек ведёт себя как член сангхи, но не практикует серьезно, он далеко от сангхи, а сангха – далеко от него. Сангхаракшита сказал об этом современным языком: «Не может быть номинальных членов сангхи». Рано или поздно такой человек перестанет быть членом сангхи и будет похож на труп, выброшенный океаном на берег.

 

Четвёртое качество

«Подобно великим рекам, таким, как Ганг, Ямуна, Ачиравати, Сарабху, Махи, которые достигая океана, теряют свои прежние имена и становятся «великим океаном», точно также и представители четырёх каст (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) уходят от жизни домашней и живут бездомной жизнью в Дхамма-Виная, провозглашённой Татхагатой, отбрасывают прежние имена и кланы и становятся просто «отшельниками, сынами Сакьев»... Это четвёртое странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Когда реки впадают в великий океан, они теряют свои имена и русла. Например, когда река Ганг впадает в океан, она перестаёт быть Гангом и становится просто великим океаном. Точно так же когда человек уходит из дома и начинает вести бездомную жизнь согласно Дхамма-Виная, он теряет своё имя и фамилию, а также предыдущее происхождение. В текстах Палийского канона такие люди называются самана (samana на пали) или аскетами. Они становятся сынами или дочерьми Будды Шакьямуни.

 

Когда человек ставится членом духовной общины, он начинает развивать свою подлинную индивидуальность. В Индии во времени Будды существовала система каст. И когда человек уходил из дома, он терял своё место в системе каст и становился самана. Также и в наши дни. В духовной общине мы теряем свою национальную идентичность. Мы больше не будем считать себя по существу русскими, англичанами, евреями, американцами или французами, но станем подлинными индивидуумами, которые свободно взаимодействуют с другими индивидуумами.

 

Пятое качество

«Подобно тому, как мировые реки, впадающие в океан, и дожди, падающие с небес, не вызывают переполнения или уменьшения океана, точно также и многие мои ученики полностью освобождаются в Ниббане без остатка, и всё же нельзя по этой причине увидеть переполнения или уменьшения Ниббаны… Это пятое странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Когда реки впадают в великий океан и дождь падает с небес, океан остаётся без изменений, без переполнения или уменьшения. Надо сказать, что сейчас это может звучать не совсем точно. Во времена Будды не было глобального потепления и изменений климата. Этим образом Будда хотел сказать, что нирвана всегда неизменна, независимо от того, сколько участников достигли нирваны или не достигли её. Нирвана остаётся неизменной всегда.

 

Шестое качество

«Подобно океану, у которого единый вкус — вкус соли, точно также у Дхамма-Виная единый вкус — вкус освобождения… Это шестое странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

У принципов и практик Дхамма-Виная один вкус, вкус свободы, освобождения. Это качество можно красиво выразить поэтическими строками:

 

Единый вкус у морских глубин:

солёные в море воды.

Так и у Дхаммы вкус один.

И это вкус свободы.

 

Седьмое качество

«Подобно океану, который полон множества сокровищ: жемчуга, сапфиров, лазурита, перламутра, кварца, кораллов, серебра, золота, рубинов, кошачьего глаза, точно также и Дхамма-Виная имеет много разных сокровищ: четыре основы осознанности, четыре правильных усилия, четыре пути (или основы) для (сверхъестественных) сил, пять духовных способностей, пять духовных сил, семь факторов просветления, Благородный Восьмеричный Путь… Это седьмое странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Океан полон различных драгоценных камней и сокровищ. Также и в Дхамма-Виная есть драгоценные духовные учения: четыре основы осознанности, пять духовных способностей, семь факторов просветления, благородный восьмеричный путь. Они подобны драгоценным камням и сокровищам.

 

Восьмое качество

«Подобно океану, в котором обитают такие могучие существа, как киты, поедатели китов, поедатели поедателей китов, асуры, наги, гандхаббы, существа в сто лиг длиной, двести лиг… триста… четыреста… пятьсот лиг длиной, точно также и Дхамма-Виная – это обитель таких могучих существ, как вошедшие в поток и те, кто практикуют для получения плода вхождения в поток; однажды-возвращающиеся и те, кто практикуют для получения плода однажды-возвращения; не-возвращающиеся и те, кто практикуют для получения плода не-возвращения; араханты и те, кто практикуют для получения плода арахантства… Это восьмое странное и чудесное качество Дхамма-Виная, и когда (мои) ученики видят это качество вновь и вновь, они радуются».

(«Удана», 5.5)

 

Океан — это место, где живут могучие существа и монстры. Это могут быть акулы, киты или мифологические существа. Также и в Дхамма-Виная есть могучие существа и монстры: вошедшие в поток, однажды возвращающиеся, невозвращающиеся и араханты. Это четыре запредельных уровня постижения вещей «такими как они есть». Сангхаракшита отмечает, что мы можем добавить сюда существ, которых в тексте сутты нет: это великие бодхисаттвы и махасиддхи, великие гуру и дэвы, великие даки и дакини. Все эти существа находятся в единой буддийской традиции.

 

Мы рассмотрели восемь странных и чудесных качеств великого океана. Но также это и восемь великих, странных и чудесных качеств Дхамма-Виная. Океан – странный и чудесный, и Дхамма-Виная – странная и чудесная. Каждое из восьми качеств – странное и чудесное. Вкус свободы – странный и чудесный. Это часть того, что хотел сказать Будда.

 

Что же значит выражение «великий океан — странный»? Чтобы лучше это понять, нужно вспомнить исторический контекст, в котором распространялось учение. Будда жил и передавал Дхамму в бассейне реки Ганг, в нескольких сотнях километров от великого океана, и, возможно, сам ни разу его не видел. Большинство его учеников также никогда не видели великий океан. Они только слышали об огромной водной массе, во много раз большей, чем река Ганг. Поэтому великий океан для них был чем-то чужим и незнакомым.

 

Также и Дхамма-Виная для нас кажется странной, чужой и незнакомой. Это происходит, потому что в духовной жизни мы встречаемся с запредельным, трансцендентным, необусловленным, и оно нам кажется странным и незнакомым. И даже Будда нам кажется странным. И это неслучайно, потому что Будда пришёл к нам из другого мира, другого измерения, и мы не способны полностью познать его.

 

Сангхаракшита отразил эту странность в стихотворении «Приход», написанном в 1948 году. В нёмдевушкаждёт незнакомца.

 

Приход

Ждала целый день Незнакомца, как чуда:

Ужели не явится он?

До блеска начищены стол и посуда

И пол подметён.

 

Вокруг удлинялись вечерние тени,

Огонь задрожал и погас.

«Уже слишком поздно», – сказала в смятенье,

Вздохнув: «Не сейчас».

 

Я молча ждала, погрузившись в раздумья,

Забывши о прялке пустой.

Мой дом озарился свечением лунным –

Венчальной фатой.

 

И полночь пробило, и стало вдруг тише,

Но, чувствую, миг тот настал:

Он здесь, он снаружи. Пытаюсь услышать –

И страх обуял.

 

Вот почему великий океан – странный для нас. Странный, но в то же время – чудесный. Что же значит «океан – чудесный»? Возможно, стоит на некоторое время представить океан, который вы видели. Океан чудесный, потому что это великая обширность. Он постоянно двигается и никогда не остается без движения. Даже мельчайшие части его постоянно движутся. Поэты пишут о непрерывной музыке океана, сменяющих друг друга приливах и отливах, меняющемся цвете воды – синем, зелёном, лиловом, пурпурном, золотом. Океан чудесный из-за своей неизмеримой глубины. Вспомните, когда вы первый раз видели океан, когда вы первый раз начали плавать в нём. Вы начинаете двигать руками и ногами, затем плывёте и больше не касаетесь дна.

 

Также и Дхамма-Виная, теория и практика учения Будды. Мы не можем увидеть границы и глубины её, это не что-то статичное и неподвижное. Она полна жизни и движения и постоянно приспосабливается к нуждам живых существ. В новых условиях, в которых оказываются живые существа, каждый раз Дхамма-Виная выражает себя так, чтобы живые существа могли понять и принять её. Можно сказать, что океан Дхамма-Виная постоянно обращается к нам, играет свою неподражаемую музыку для нас, очаровывает нас. Это нечто живое, яркое и разноцветное, красное, синее, зелёное, белое, сияющее тончайшим живым светом Будд и Бодхисаттв, живым светом даки и дакини.

 

Буддийский мыслитель Майтричета написал 500 строф почитания Будды. Он выражал своё восхищение так: «Какая непоколебимость, какое поведение, какая форма, какое достоинство!»

 

Когда мы размышляем о качествах Будды, нет ничего, что не являлось бы чудесным. Духовное общение чудесно, и духовная жизнь также чудесна. Чудесно, что мы можем сидеть вместе и медитировать, произносить слова пуджи, петь мантры, зачитывать прибежище и наставления. Если мы не воспринимаем Дхамма-Виная как чудесную, возможно, мы видим только слова и идеи, внешнюю форму, через которую выражается Дхамма-Виная, но которая не является ей. Возможно, мы воспринимаем только букву, а не дух учения.

 

Если мы познакомились с Дхамма-Виная и начали практиковать, то со временем она нам будет казаться все более и более чудесной. И нам важно хранить это чувство живым в нашем сердце. Здесь можно вспомнить Платона. Он говорил, что философия начинается с ощущения чуда. Наверное, нет духовной жизни без такого ощущения, которое становится все глубже и глубже с течением практики, когда мы выходим за пределы слов и статичных внешних форм.

 

В своей лекции Сангхаракшита говорил, что недостаточно просто знать, что Дхамма-Виная похожа на океан, и недостаточно знать, что у неё есть странные и чудесные качества, — их нужно чувствовать. Ученики Будды видят эти качества Дхамма-Виная вновь и вновь. И видя эти качества, они радуются. Это похоже на то, как некоторые люди смотрят хороший фильм снова и снова. Или читают хорошую книгу снова и снова. Они никогда не скучают по этим фильмам или книгам, но каждый раз находят в них что-то новое и интересное.

 

Чем глубже они узнают Дхамма-Виная, тем более чудесной она им кажется. Они радуются, потому что она приятна, вдохновляет и доставляет удовольствие. И духовная жизнь доставляет им удовольствие, медитация доставляет удовольствие, пуджа доставляет удовольствие, слушание лекций доставляет удовольствие.