Новости

14.10.2019 19:47:15

Как проявить свои творческие способности? Советы буддиста.

Как проявить свои творческие способности? Советы буддиста

Публичная лекция

30-го октября, 19:00-20:30

«Shareeoom: творческая лаборатория»

Читать дальше …

13.06.2019 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией в Одессе

Читать дальше …

10.01.2018 03:02:40

Свободный Дух: буддийская медитация онлайн

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

05.01.2018 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Праджня

Но когда мы видим слово «мудрость» в буддийской литературе, слово, которое передается этим переводом, обычно не джняна и не виджняна, а праджня. «Праджня» также происходит от глагольного корня «джня», знать, а приставка «пра» просто усиливает его значение, поэтому праджню можно назвать «истинным знанием» или даже знанием по преимуществу. Подобно джняне, праджня видит вещи такими, какие они есть, видит их в соответствии с реальностью. Подобно джняне, праджня свободна от жадности, ненависти и заблуждений, она запредельна и имеет природу нирваны. Тем не менее, между ними существует большое различие, так как джняна представляет собой состояние, которое уже достигнуто, в то время, как праджня представляет собой функцию или способность. Одним словом, джняна статична, а праджня динамична.

 

Природа праджни иллюстрируется отрывком из «Сутры Помоста», основополагающего текста буддийской традиции Дзен. Хуэйнен, шестой патриарх, говорит: «Самадхи – это сущность праджни, в то время, как праджня – это активность самадхи»133. (В контексте «Сутры Помоста» самадхи означает не медитацию и сосредоточение, а соответствие джняне.) В то же самое время, не стоит думать, что эти две вещи – джняна и праджня – на самом деле отдельны. Как продолжает Хуэйнен, они подобны лампе и ее свету. Он говорит: «Если есть лампа, есть свет. Без нее было бы темно. Лампа – это сущность света, а свет – это выражение лампы. Номинально это две вещи, но по сути они одно и то же. То же самое справедливо по отношению к самадхи (т.е. джняне) и праджне».

 

Как мы уже увидели, рассматривая мудрость как духовную способность, согласно буддизму существуют три последовательных уровня праджни: мудрость, проистекающая из слышания, мудрость, основанная на мышлении, и мудрость, основанная на медитации. Достижение этого третьего уровня мудрости – бхавана-майи-праджни – это обретение мудрости в полном смысле слова134. Другими словами, именно бхавана-майи-праджня делает Будду Буддой.

Мудрость, сострадание и искусные средства

И, конечно, поскольку он является Буддой, его глубочайшее желание – чтобы другие тоже ощутили свободу сердца и ума, которая приходит с подлинной мудростью. Это, однако, не означает, что человек просто ходит и дает людям небольшие проповеди об истинной природе существования – в любом случае, это необязательно. Мудрость Будды сопровождается не только состраданием, но также и тем, что известно как «искусные средства» (упайя на санскрите). Исторический Будда, Будда Шакьямуни, по-видимому, всегда умел найти правильный способ изложить людям учение. Этому есть много примеров, но, вероятно, самая трогательная история – это история его встречи с молодой женщиной по имени Киса Готами.

 

Готами было ее родовым именем, а Киса (что означает «худая») – своего рода кличкой. Она была замужем не очень долго и недавно родила мальчика. Однажды мальчика укусила змея и, к несчастью, он умер. Киса Готами чуть не сошла с ума от горя. Она отказалась отдать тело сына и ходила от двери к двери, спрашивая у людей лекарство, чтобы вернуть его к жизни. Она не слушала никаких доводов, но однажды кто-то додумался предложить ей пойти и встретиться с Буддой. Несомненно, он сможет дать лекарство, которое ей нужно, сказали ей. Это было все, что хотела услышать Киса Готами. Она отправилась прямиком к Будде, положила тело своего сына к его ногам и сказала: «Пожалуйста, дай мне лекарство. Пожалуйста, верни моего сына к жизни».

 

Будда помолчал немного, а затем сказал: «Хорошо, я дам тебе лекарство. Но сначала я попрошу тебя принести мне кое-что. Пойди и принеси мне семян горчицы». Что ж, это казалось довольно простым. Киса Готами вскочила на ноги и была готова тут же бежать, но Будда сказал – и мы можем представить, что он сказал это с огромной добротой: «Есть только одна вещь, одно условие. Семена должны быть из дома, где никто не умирал».

 

Можно представить, что Киса Готами едва ли расслышала его. Когда она бежала в деревню, в ее сознании билась лишь одна мысль: если она сможет убедить кого-нибудь дать ей горчичных семян, ее сын снова будет жить. Она остановилась у первого же дома и объяснила, что ей было нужно. Конечно, когда она рассказала свою историю, люди, жившие в доме, были готовы дать ей столько семян, сколько она захочет. Но потом она вспомнила единственное условие Будды. «А кто-нибудь умирал в этом доме?» – спросила она. И владельцы печально ответили: «О чем ты говоришь? Многие умерли, немногие живы».

 

Поэтому она отправилась в другой дом, и произошло то же самое. Еще один дом – то же самое. В конце концов, она поняла. Смерть была не просто чем-то, что случилось только с ее сыном. Смерть приходит ко всем, к каждому мужчине и каждой женщине. Все должны однажды умереть. Тогда она оставила тело своего сына в лесу, вернулась к Будде и пала перед ним на колени. Сложив ладони, она сказала: «Владыка, прошу, даруй мне Прибежище». И Будда дал ей Прибежище – на самом деле, Три Прибежища – в Будде, Дхарме и Сангхе. Она отправилась домой, научилась медитировать, и со временем тот проблеск истинной природы, который у нее был, распустился цветком Совершенного видения, мудрости во всей ее полноте135.

Трехчленный путь: мудрость

        Трехчленный путь: мудрость
        Праджня
        Совершенство мудрости