Содержание главы «Карма и новое рождение»
Карма и новое рождение
• Старость, болезни и смерть были причинами поиска Сиддхартхи Гаутамы.
• Став Буддой, он понял, что смерть и рождение больше не имеют значения.
• Это понимание превратило его в существо, не связанное с этими бедами.
Передача истины
• Будда сначала сомневался в передаче своего видения.
• Его учение стало основой буддизма, несмотря на первоначальные сомнения.
• Принцип всеобщей обусловленности стал основой просветления Будды.
Принцип обусловленности
• Принцип обусловленности: все, что происходит, имеет причину.
• Самая известная версия этого принципа была передана учеником Будды.
• Шарипутра, молодой брахман, получил это учение и стал ближайшим учеником Будды.
Встреча Шарипутры и Ашваджита
• Шарипутра и его друг Маут Гальяна отправились на поиски просветленного учителя.
• Шарипутра встретил Ашваджита, одного из первых учеников Будды.
• Ашваджита рассказал Шарипутре о учении Будды, что привело к его просветлению.
Влияние принципа обусловленности
• Принцип обусловленности стал кредо буддизма.
• Он объясняет, что все явления обусловлены и прекращаются при отсутствии условий.
• Осознание этого закона приводит к просветлению.
Вопросы о старости, болезни и смерти
• Будда решил вопросы о старости, болезни и смерти через принцип обусловленности.
• Смерть не является концом, а частью нескончаемого потока явлений.
• Эти вопросы остаются актуальными и сегодня.
Историческое отношение к смерти
• Проблема смерти стала более насущной с развитием цивилизации.
• Люди стремились наслаждаться жизнью, но мысль о смерти омрачала их радость.
• Героические подвиги и стремление к бессмертию были попыткой справиться с этой проблемой.
Восточное понимание смерти
• На Востоке нашли разгадку тайны смерти через концепцию перерождения.
• Люди не исчезают после смерти, а возвращаются в новом теле в зависимости от своих поступков.
• Это понимание изменило отношение к жизни и смерти.
Происхождение учения о карме и перерождении
• Учение о карме и перерождении впервые появилось в Индии около 800 года до н.э.
• Первое упоминание можно найти в Хиродараньяка упанишаде.
• На Западе люди интересуются кармой и перерождением, чтобы понять, что случится после смерти.
Отношение к смерти на Западе и Востоке
• На Западе смерть воспринимается как конец всего, что вызывает беспокойство.
• На Востоке, особенно в индуизме и буддизме, смерть и перерождение воспринимаются как естественные и неизбежные.
• Проблема на Востоке — вырваться из процесса рождений и смертей.
Универсальный принцип обусловленности
• Будда открыл универсальный закон обусловленности, который действует двумя способами: циклическим и спиральным.
• Циклический способ включает действия и реакции между противоположностями, такие как удовольствие и страдания.
• Спиральный способ позволяет постоянное развитие, где каждый фактор усиливает предыдущий.
Применение принципа обусловленности к жизни и смерти
• Принцип обусловленности дал начало учению о карме и перерождении.
• Карма — это применение принципа обусловленности на определенном уровне бытия.
• Карма не является универсальным учением о причине и следствии, а лишь одним из способов действия обусловленности.
Учение о пяти ниямах
• Учение о пяти ниямах связывает воедино различные аспекты буддийской философии.
• Нияма означает естественный закон или космический порядок.
• Пять ниямов демонстрируют действие закона причины и следствия на пяти различных уровнях бытия.
Уровни ниямов
• Ту нияма — закон причины и следствия на уровне неорганической материи.
• Биджи нияма — закон причины и следствия на уровне живой материи.
• Читта нияма — закон причины и следствия в мире ума, подчиняющий умственную деятельность законам.
Влияние буддизма на современную психологию
• Буддизм учит, что психические явления подчиняются законам причины и следствия.
• Это представление соответствует современной психологии, хотя оно еще не глубоко проникло в массовое сознание на Западе.
Карма-нияма
• Карма-нияма означает умышленное действие, равносильное волевому акту.
• Это принцип обусловленности на нравственном уровне.
• В западных представлениях о нравственности преступление и наказание рассматриваются как отдельные события.
Христианская модель нравственности
• В христианстве Бог выступает как судья, наказывающий за грехи и вознаграждающий за добродетели.
• Это учение способствовало созданию выдающихся произведений искусства.
• Буддизм предлагает иную точку зрения на нравственность.
Буддийская этика
• В буддизме нет законодателя, закон действует сам по себе.
• Благая карма ведет к счастью, дурная - к несчастью.
• Вселенная функционирует по принципу обусловленности, охраняя этические ценности.
Дхарма-нияма
• Дхарма-нияма означает духовный или надмирный уровень обусловленности.
• Традиционные объяснения этой не-ямы часто поверхностны.
• Дхарма-нияма соответствует спиральному виду обусловленности, управляющему восхождением по этапам буддийского пути.
Классификация кармы
• Карма классифицируется по этическому статусу, вратам, соответствию переживаний, времени вступления в силу, относительной очередности вступления в силу, функции и уровню созревания.
• Этический статус действия зависит от состояния сознания.
• Искусные состояния сознания приводят к счастью, неискусные - к несчастью.
Естественная и условная мораль
• Будда различал естественную и условную мораль.
• Естественная мораль основана на человеческой психологии, условная - на обычаях и мнениях.
• Под действие закона кармы подпадает только естественная мораль.
Противостояние формализму
• Дзенские и тантрийские школы буддизма подчеркивают важность состояния сознания, а не самого действия.
• Просветленный может совершать неэтичные поступки, но важно состояние сознания.
• Эти школы используют шокирующие истории для объяснения буддийской этики.
История о святом отшельнике
• В Тибете жил святой отшельник, который обитал в холодной пещере.
• Его кормила старушка, которая каждый день приносила ему еду.
• Однажды отшельник напал на дочь старушки, но она отбилась и убежала.
Разговор с матерью
• Девушка рассказала матери о нападении, но та не поверила, что это было насилие.
• Мать отправила дочь извиниться перед отшельником.
• Отшельник объяснил, что хотел помочь духу умершего настоятеля монастыря родиться человеком.
Этические принципы
• История иллюстрирует, что насилие из сострадания невозможно.
• Этические правила не абсолютны, и состояние сознания определяет их этичность.
• Важно стремиться к благому состоянию ума и действовать исходя из него.
Врата кармы
• В буддизме карма осуществляется через тело, речь и ум.
• Кармические последствия имеют только преднамеренные действия.
• В отличие от джайнизма, в буддизме случайные действия не имеют кармических последствий.
Соответствие переживаний
• Карма работает так, что наказание соответствует преступлению.
• Благое отношение к жизни приводит к счастливой жизни, а злое — к страданиям.
• Примеры включают рождение в благоприятных или неблагоприятных обстоятельствах.
Время осуществления кармы
• Карма может осуществляться в текущей жизни, в последующих жизнях или не осуществляться вовсе.
• Буддизм не считает карму незыблемым законом.
• Некоторые кармы могут быть уравновешены или отменены.
Очередность осуществления кармы
• Перерождение — следствие кармы, и карма может быть разной.
• Кармы влияют на характер перерождения в определенной очередности.
• Существует четыре группы относительной очередности карм.
Весомые кармы
• Включают искусные и неискусные кармы, изменяющие природу человека.
• Пример неискусной кармы: умышленное убийство.
• Пример искусной кармы: медитация, преображающая сознание.
Медитация как весомая искусная карма
• Медитация должна преображать все существо, а не просто успокаивать.
• Результат медитации: сила, энергия и жизнь.
Предсмертная карма
• Мысленный образ в момент смерти, связанный с поступками и интересами.
• Пример: мясник видит сцены убийства, художник - прекрасные образы.
Привычная карма
• Повторяющиеся действия, влияющие на карму.
• Пример: ежедневные действия, даже если они незначительны.
Остаточная карма
• Преднамеренные действия, не входящие в предыдущие категории.
• Определяет характер нового рождения после смерти.
Классификация кармы по функции
• Порождающая, поддерживающая, противодействующая и пресекающая карма.
• Метафора: семя, дождь, град и огонь.
Классификация кармы по уровню созревания
• Пространство-время и духовное измерение.
• Пример: тибетская книга мертвых описывает процесс смерти и перерождения.
Природа кармы
• Карма - умышленное действие и его результаты.
• Один из пяти видов обусловленности, а не рок или судьба.
• Все происходящее - результат условий, не все из которых - карма.
Трудности учения об анатмане и перерождении
• Учение об анатмане утверждает отсутствие неизменной души, но не полное отсутствие психической жизни.
• Перерождение происходит через соединение умственной деятельности с новым телом.
• Принцип атмана и перерождения могут сосуществовать.
Доказательства перерождения
• Исследователи изучают рассказы людей, утверждающих, что помнят свои предыдущие жизни.
• Эти люди описывают свои предыдущие жизни с высокой точностью.
• Ученые признают, что самое простое объяснение таких фактов — гипотеза о перерождении.
Вундеркинды и наследственность
• Вундеркинды, такие как Моцарт, могут иметь знания из предыдущих жизней.
• Вопрос о наследственности и генетическом наследовании остается спорным.
• Доводы о вундеркиндах менее убедительны, чем воспоминания о предыдущих жизнях.
Пересмотр учения о карме и перерождении
• Учение о карме и перерождении требует пересмотра с учетом новых вопросов.
• Вопросы о связи кармы с временем и индивидуальным сознанием остаются открытыми.
• Демографический взрыв также требует объяснения.
Вера в карму и перерождение
• Вера в карму и перерождение не обязательна для буддизма, но важна для практики.
• Учение о карме помогает раскрыть тайну смерти и жизни.
• Большинство людей нуждаются в философской основе для практики буддизма.
Смысл и цель учения о карме
• Учение о карме придает жизни смысл и цель.
• Изменение сознания влияет на судьбу в этой и будущих жизнях.
• Добро сохраняется из жизни в жизнь, и нет проблемы награды или кары.
Истина учения о карме
• Учение о карме становится ясным в свете высоких состояний сознания.
• Обычное рациональное сознание не может постичь карму и перерождение.
• Будда и другие просветленные учителя подтверждают истинность этого учения.
Опыт Будды
• Будда проповедовал карму и перерождение как пережитое, а не философское учение.
• В ночь своего просветления Будда увидел свои и чужие предыдущие жизни.
• Способность видеть предыдущие жизни называется урваниваса смрите и может быть развита через медитацию.
Карма и новое рождение
Карма и новое рождение
Смерть - что можно поделать?
Пять ниям
Как работает карма?
Классификация кармы
Перерождения - как можно это проверить?
Читать - Кто такой Будда? (Сангхаракшита)
Предисловие редакторов английского издания
Эволюция Будды
Путь к просветлению
Скрытые учения, относящиеся к раннему периоду жизни Будды
Идеал героя в буддизме
От преклонения перед героями к поклонению Будде
Слово Будды
Карма и новое рождение
“Смерть” Будды
Так кто же такой Будда?
Примечания