Новости

19.04.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Дхарма: непостоянство

 

Слово, обозначающее вторую фундаментальную характеристику обусловленного существования, анитья, довольно легко перевести. «Нитья» означает «постоянное», «вечное», поэтому с добавлением приставки, выражающей отрицание, вы получаете «непостоянное», «невечное». Это также довольно просто понять – по крайней мере, интеллектуально. Едва ли можно отрицать, что все обусловленные вещи, все составные вещи постоянно изменяются. Они по определению состоят из частей – то есть являются составными. А то, что является составным, составленным из частей, может быть также разложено, снова сведено к частям, и, конечно, это происходит постоянно.

 

На самом деле, в наши дни гораздо проще понять эту истину, чем во времена Будды. Теперь у нас есть авторитетные научные данные, подтверждающие, что нет такой вещи, как материя в смысле реально существующих масс твердого плотного вещества, рассеянного в пространстве. Мы знаем, что то, что мы понимаем под материей, на самом деле представляет собой только различные формы энергии.

 

Но та же самая великая истина применима к нашему уму. В нашем внутреннем ощущении «я» нет ничего неизменного, ничего постоянного или бессмертного. Есть только постоянная смена состояний ума, ощущений, восприятий, волевых актов и актов сознания. На самом деле, ум меняется даже быстрее, чем физическое тело. Мы не всегда можем заметить изменения в физическом теле, но если мы наблюдательны, мы увидим, как состояния нашего ума меняются от момента к моменту.

 

Такова причина для довольно странного на первый взгляд утверждения Будды, что еще большая ошибка – отождествлять себя (как устойчивое целое) с умом, чем с телом. Такова позиция буддизма. Вера в реальность «я» с точки зрения духовности – еще большая ошибка, чем вера в реальность тела, потому что тело, по крайней мере, обладает некоторой относительной устойчивостью. А в уме нет совсем ничего устойчивого. Он постоянно, ощутимо меняется.

 

В широком смысле лакшана анитьи указывает на то, что вся Вселенная снизу доверху, во всем своем великолепии, во всей необъятности – всего лишь одно огромное скопление процессов различных типов, имеющих место на различных уровнях, и все они взаимосвязаны. Ничто никогда не остается в покое даже на мгновение, даже на долю секунды.

 

Однако мы этого не замечаем. Поднимая глаза, мы видим вечные холмы, а в ночном небе мы наблюдаем те же самые звезды, карты которых были нарисованы нашими предками на заре истории. Дома служат поколению за поколением, а старая дубовая мебель в них, кажется, становится только прочнее с течением времени. Даже наши тела мало меняются от года к году. И только когда изменения становятся заметными, когда сгорает большой дом, когда мы понимаем, что звезда, на которую мы смотрим, уже погасла, или когда мы сами оказываемся на смертном одре, мы понимаем истину непостоянства, того, что все не вечно, что все обусловленные вещи – от мельчайших частиц до самых массивных звезд – рождаются, продолжают существование, а затем исчезают.

Пустота «Я»

Третья лакшана, анатман, заключает в себе истину о том, что все обусловленные вещи лишены постоянного, неизменного самобытия. Что конкретно это означает? Когда Будда отрицал реальность идеи атмана, что он на самом деле отрицал? В чем заключалась вера или доктрина атмана, которой придерживались современники Будды, индуисты тех дней?

 

На самом деле в одних Упанишадах упоминается много различных концепций относительно атмана48. В некоторых из них говорится, что атман, «я», или душа, если вам угодно, – это физическое тело. В других местах выдвигается точка зрения, что атман – величиной с большой палец, материален и находится в сердце. Но наиболее распространенной во времена Будды и больше всего заботившей его была точка зрения, что атман индивидуален – в том смысле, что я это я, а вы это вы, невеществен или нематериален, обладает сознанием, неизменен, полон блаженства и независим – в том смысле, что обладает полной властью над своей собственной судьбой.

 

Будда утверждал, что не существует такой целостности – и делал это, обращаясь к опыту. Он сказал, что, если вы посмотрите внутрь, на самого себя, свою собственную психическую жизнь, вы сможете разделить все, что вы наблюдаете, на пять категорий: форма, ощущение, восприятие, волевые акты и акты сознания. Ни в чем из того, что обнаруживается среди этих категорий, нельзя увидеть постоянства. Нет ничего независимого или абсолютно блаженного среди них. Все в них возникает в зависимости от условий и так или иначе не является удовлетворительным. Эти пять категорий или совокупностей – анатман. Они не составляют никакой самости, как утверждали индуисты во времена Будды. Такой самости не существует ни в них самих, ни вне, ни в связи с ними, ни каким-либо другим образом.

Текстура реальности

        Текстура реальности
        
Страдание
        
Непостоянство
        Три освобождения