Новости

14.10.2019 19:47:15

Как проявить свои творческие способности? Советы буддиста.

Как проявить свои творческие способности? Советы буддиста

Публичная лекция

30-го октября, 19:00-20:30

«Shareeoom: творческая лаборатория»

Читать дальше …

13.06.2019 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией в Одессе

Читать дальше …

10.01.2018 03:02:40

Свободный Дух: буддийская медитация онлайн

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

05.01.2018 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Реактивный ум

Теперь, прежде всего, давайте попытаемся описать, давайте попытаемся охарактеризовать реактивный ум. Это, безусловно, ум с которым мы очень близко знакомы, мы носим его с собой все время или, по крайней мере, большую часть времени.


Это то, что мы используем. Реактивный ум. Или мы можем даже сказать, что не то чтобы мы использовали реактивный ум, скорее, это реактивный ум все время использует нас, распоряжаясь нами по своему усмотрению. Мы, так сказать, большую часть времени рабы этого реактивного ума. В некоторых людях, к несчастью, реактивный ум, несомненно, действует все время. Об этих людях кто-то может сказать: ну, они на самом деле и не люди. Я называю их просто гуманоидами – человекообразными.

 

Теперь, каковы характеристики этого реактивного ума, этого ума, который действует реактивно? Ну, для начала худшее, что можно сказать о реактивном уме, так это то, что он ре-активный. Это выносит ему приговор и разоблачает его на месте. Реактивный ум на самом деле не проявляет активности. Реактивный ум только повторяет действия. Другими словами, он не функционирует спонтанно. Он не функционирует, он не работает, он не действует и не проявляет себя в своей внутренней полноте. Он не раскрывается, так сказать, внезапно. Требуются некие внешние стимулы, так сказать, некая провокация, чтобы запустить его, чтобы он начал двигаться. И обычно у большинства из нас эта стимуляция, эта провокация наступает так или иначе в виде пяти чувств. Просто представьте, просто вспомните: вы идете по дороге, ничем не занятые, большую часть времени, возможно, неосознанно, просто бредете, и вдруг вы оглядываетесь, и ваш глаз выхватывает очень ярко разукрашенное и привлекательно написанное рекламное объявление. И что сразу же происходит?

Это цепляет ваш ум, и вы реагируете. Большую часть времени вы не знаете, что вы делаете. 
Вы не осознаете, что происходит. И возникает реакция – обычно жадность или интерес, желание, что-то в этом роде, в зависимости от того, что вы увидели с помощью или посредством глаз, органов зрения. Поэтому мы, следовательно, можем сказать, что реактивный ум, поскольку он реактивный, это обусловленный ум. Он обусловлен объектом. Мы видим рекламу, и автоматически возникает желание. Оно не приходит, так сказать, изнутри, спонтанно. Даже если это и так, ему нужна подсказка, запуск, стимул извне. Он обусловлен этим объектом. Поэтому обусловленный ум несвободен. Это еще одна очень важная характеристика реактивного ума. Реактивный ум несвободен. Мы не свободны, пока мы просто реагируем, повторяем действия, вместо того, чтобы просто действовать. И поскольку реактивный ум таким образом обусловлен, обусловлен своим объектом или рядом объектов, реактивный ум также, так сказать, является механическим умом. Поэтому я иногда я описываю его как ум «уличного автомата». То есть вы, так сказать, вставляете в окошко машины монету, и оттуда появляются пакетик орешков, или пачка сигарет, или что-нибудь еще. Поэтому большая часть нашего так называемого «мышления» принадлежит к такому типу. Так или иначе, есть внешний стимул. Монетка в прорези – и мы отвечаем, мы реагируем, и большая часть нашего мышления, нашего так называемого мышления, принадлежит к этому реактивному типу. Например, предположим, рассмотрим сферу политики, предположим, что вы принадлежите к определенной партии – что ж, очевидно, что эта партия обусловила то, что вы думаете таким образом. Итак, вы открываете свою любимую утреннюю газету, и если это газета каким-то образом связана с вашей партией и отображает ее взгляды, тогда, как только вы открываете ее, вы реагируете положительно, не думая. Если она другого рода, если она связана с какой-то другой политической точкой зрения, вы реагируете отрицательно. Это просто реакция, повторение действия. Монета в прорези – выпадает пакетик, выскакивает пакетик. Вот что происходит большую часть времени. Мы обусловлены таким образом и реагируем таким образом. Мы очень редко думаем сами за себя. Большая часть наших мыслей, практически все наши мысли – это реактивное мышление. Не только, так сказать, побуждаемое чем-то извне и принимающее это за отправную точку, но полностью и всесторонне обусловленное влиянием внешних ощущений, стимулов, восприятия, даже идей и так далее. Поэтому эта мысль пугает и ошеломляет: мы можем даже сказать, что иногда на протяжении всей нашей жизни у нас не было ни одной мысли, которая бы действительно была нашей. Ничего, чтобы действительно брало начало изнутри. Ничего, чему бы мы действительно спонтанно дали жизнь из глубин нашего собственного существа. Каждая идея, каждая мысль, даже так называемые идеологии, даже так называемые религии – все это приходит, так сказать, извне. И наша так называемая религиозность очень часто является просто реакцией – религиозного типа реакцией, надо сказать, – на внешние стимулы, но тем не менее реакцией и тем не менее, следовательно, принадлежит обусловленному уму, относительному уму.

 

Вот что происходит с нами большую часть времени, если не все время. У большинства из нас оригинальные мысли по какому бы то ни было вопросу крайне малочисленны. Конечно, мы знаем, что некоторые люди пытаются быть оригинальными и думают, что оригинальность заключается в том, чтобы быть непохожими на других людей, но подлинная оригинальность заключается в создании чего-либо на основе наших собственных внутренних ресурсов. Не имеет значения, совпадает ли это с тем,  что кто-то еще создал пятьдесят, сто или тысячу лет назад, – это совершенно не важно. Если мы создаем что-то на основе наших внутренних ресурсов, это спонтанно и оригинально. Но некоторые люди, как я уже сказал, пытаются быть непохожими, однако это просто другой вид реагирования, просто другой вид обусловленности. Если ты пытаешься быть другим, если ты пытаешься не реагировать, это само по себе реагирование. Так что это может быть тонкой формой обусловленности, поскольку все еще определяется объектом. Вы ограничены объектом или обусловлены тем объектом, от которого пытаетесь отличаться. Так что вы все еще реагируете, вас все еще привлекает объект – в действительности вы не действуете исходя из своей собственной внутренней полноты, вашей собственной внутренней глубины.

 

Далее, реактивный ум – это также повторяющийся ум. Реактивный ум склонен делать одно и то же снова и снова. Это еще одна причина, по которой он похож на машину. Он получает одни и те же стимулы: одна и та же старая газета, одна и та же погода или что бы то ни было еще – и он реагирует тем же образом. И так вся жизнь становится своего рода шаблоном. Вы просто продолжаете функционировать механически, подобно машине: пыхтите, пыхтите, пыхтите и уходите с пыхтением прочь, и это жизнь, и если мы не проявим осторожность, мы увидим, что происходит ужасная трагедия, и она заключается в том, что даже наша религиозная жизнь вписывается в шаблон, становится частью механизма. У нас появляется своего рода религиозная привычка, и функционирует тот же самый реактивный ум, но кусочек его или отдельная часть его функций помечена ярлыком «религиозное». Мы можем увидеть, как это происходит, когда наша жизнь, наша деятельность вписывается в слишком жестко установленные модели. Как я недавно говорил, некоторые люди думают так: «В понедельник я пойду в кино. Во вторник я пойду на ужин к бабушке, а в среду – на занятия медитацией». И именно так все происходит. Это вписывается в шаблон, и иногда вы чувствуете некое беспокойство, если не выполнили эту часть своего шаблона. Это стало просто моделью, просто привычкой. Это не стало чем-то реальным и живым, что вы, так сказать, каждый раз освежаете. Так что со всей нашей религиозной деятельность, нашей религиозной жизнью мы должны быть осторожны, чтобы они не стали частью модели, не стали частью шаблона, и, безусловно, это огромная угроза для всех нас, пытающихся вписать много видов деятельности, даже религиозных видов деятельности, в очень маленькое, очень ограниченное расписание. Мы склонны к попыткам отрегулировать это и делать что-то в один день, затем что-то другое на другой день и что-то третье на третий день, но так все вписывается в модель, в механическое, автоматическое повторение. И таким образом, как я уже сказал, все становится реактивным. Однако я хочу сказать еще кое-что об этой опасности, возможно, несколько позже.

 

Но, помимо всех прочих характеристик реактивного ума, стоит сказать, что реактивный ум – это неосознающий ум. Это, возможно, его самая важная, с нашей точки зрения, характеристика. Большинство людей большую часть времени не осознанно. То есть, большинство людей большую часть времени на самом деле спит. Это может удивить вас, даже поразить, если вам говорят, что вы спите, но именно это на самом деле и происходит. Я не буду заходить настолько далеко, чтобы сказать, что вы мертвы – некоторые люди заходят и настолько далеко – но вы, несомненно, спите. Во сне вы пришли сюда, во сне вы сидите здесь, во сне вы слушаете лекцию, даже медитируете во сне, но это сон, поскольку осознанность – полная, чистая, яркая осознанность – отсутствует. Так что нам придется начать с этой правды, с этого осознания того, что большую часть времени мы на самом деле спим. И если вы полностью духовно восприимчивы, если вы совершенно осознанны по отношению к себе, если вы оглянетесь вокруг и посмотрите на других людей, мы сможете увидеть, что они спят. Возможно, их глаза не закрыты, они могут разговаривать, смеяться, играть, могут делать самые разнообразные вещи, но они делают все это, так сказать, как лунатики. Они похожи на кукол, как будто их тянут и дергают за нитки. Они на самом деле не осознанны, они на самом деле не живы, они на самом деле не бодрствуют.

 

Поэтому именно с осознания того, что у нас нет осознанности, так сказать, начинается духовная жизнь. Когда мы осознаем, насколько мы обусловлены, насколько реактивен наш ум, насколько мы напоминаем куколок, которых все время дергают за нитки и веревочки, насколько мы несвободны, осознаем, что мы не создаем ничего свободно, спонтанно, творчески, когда мы осознаем свою собственную реактивную природу, осознаем свою собственную неосознанность, как я сказал, тогда и начинается духовная жизнь.

 

Тогда мы можем сказать, что начинается не только духовная, но и человеческая жизнь. Никто не может являться по-настоящему человеком, пока в нем нет ни крупицы, хотя бы семени, хотя бы ростка осознанности. Именно это в действительности отличает нас от животных. Мы можем быть хорошо накормленными, хорошо одетыми, мы можем каждый вечер смотреть телевизор, но если у нас нет осознанности, мы тем не менее на самом деле не люди. Итак, таковы характеристики, некоторые из наиболее важных характеристик реактивного ума.

Реактивный и творческий ум

      1.    Реактивный и творческий ум

 

Статьи о Буддизме

Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:

      Путь Будды в современном мире
      Единство и история буддизма
      Реактивный и творческий ум
      Прорыв в состояние Будды
      Искусство и духовная жизнь