Новости

11.04.2024 00:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Китай

Как мы наблюдали в предыдущей главе, главным образом ДЗБО представлено в Азии в Индии, хотя есть также деятельность в Шри-Ланке. Но следующая история – о члене Ордена, который рискнул отправиться в китайскоговорящий мир.

 

Дхаммалока – давний член Ордена в Германии, который в начале 80-х годов был соучредителем центра в Эссене, первого центра ДЗБО в Германии. В данный момент он живет в Соединенном Королевстве и работает в колледже Дхармапала, где ведет семинары и учебные ретриты.

 

В 1995 году он отправился в двухмесячную поездку в Китай, где за это время нашел хороших друзей и влюбился в эту страну. Пейзажи были красивы и разнообразны, а китайская культура произвела на него сильное впечатление. Несмотря на перипетии недавней истории своей страны, у китайцев по-прежнему сохранилось высокоразвитое чувство традиции и культуры. Это так не походило на все, что он знал до этого: культурные различия были выражены даже резче, чем, к примеру, между Западом и Индией. Дхаммалоку поразили некоторые из этих различий. Живя в Европе, он считал себя довольно сдержанным человеком, а здесь люди говорили ему, что он очень эмоционален и темпераментен. Здесь было меньше индивидуализма, чем на Западе, люди скорее ощущали и определяли себя через отношения и социальные связи.

 

Дхаммалока также увидел, что хотя многие люди по-прежнему ощущают положительную связь с буддизмом, его нужно вновь преподнести современному обществу, которое сформировалось, но осталось зависимым от занятой, урбанизированной жизни, которую ведут люди. Он также ощущал, что люди боятся того, что западные потребительские ценности уничтожат их древнюю культуру. Он во многом разделял эти опасения, хотя и не хотел, чтобы это привело к противопоставлению Востока и Запада. Он стал подумывать, не удастся ли ему в чем-то малом создать мост между людьми этих разных культур, показав им, как буддизм может быть обновлен для условий современного мира.

 

Он начал учить китайский, который, как он говорит, не так уж и труден, как кажется западным людям. Хотя многие звуки и были трудны, грамматическая структура была ясна и понятна ему. В 1998 году он начал регулярно ездить в Китай, Малайзию и Сингапур, чтобы проводить там буддийские мероприятия.

 

Крошечный, но густонаселенный город-государство на острове около южного побережья полуострова Малайзия, Сингапур – очень космополитический город. Большинство населения – буддисты, хотя много и христиан, мусульман, даосов, а также тех, кто не относит себя к какой-либо религии. Главный монах в Буддийской библиотеке был очень дружелюбен по отношению к Дхаммалоке и ДЗБО. Однако Дхаммалока понял, что это город, не знающий покоя, в котором люди постоянно заняты. Там было также много уже существующих буддийских организаций, и он решил сосредоточить свои усилия на каком-нибудь другом месте.

 

Малайзия, еще одна бывшая британская колония в этом регионе, придерживается ислама, который практикует 60% населения, в качестве государственной религии. Однако около 20% населения – буддисты китайской линии. Дхаммалока обнаружил, что в некоторых регионах Сангхаракшиту уже хорошо знали и уважали. Люди искренне интересовались, как ДЗБО стал путем практики в занятом современном мире. Он также обнаружил, что многие молодые люди знают гораздо больше о христианстве, чем о буддизме. В торговом центре в Малакке он увидел хорошо организованный и оснащенный магазин, которым заведовали христиане-евангелисты. Далее по дороге был крошечный, грязный буддийский магазинчик, в котором продавалось несколько видов свечей и благовоний – и это говорило о том, что древняя традиция должна научиться тому, как по-новому преподносить себя и свои ценности. Дхаммалока почувствовал, что это будет хорошим местом для основания центра ДЗБО.

 

Посещая Малайзию, Дхаммалока проявляет большую активность – читает лекции, ведет семинары и обучает медитации. Он может, например, проводить курс, который идет каждый вечер целую неделю, что позволяет ему дать людям как можно больше за короткое время. В городе Малакка он останавливается у митры, доктора Сита Буна Чонга, чья помощь очень важна в поддержании деятельности там.

 

Ситуация в Китае совсем другая. Несмотря на репрессии со стороны коммунистического режима, в наши дни буддизм переживает второе рождения, хотя и во многом по традиционной линии разделения монахов и мирян. Дхаммалока в основном приезжает туда, останавливаясь у друга-митры в Пекине, Рюана Йина Хуа, и ведет курсы по осознанности под более «светским» видом. Есть Китайская буддийская ассоциация, которая подтверждает любую буддийскую деятельность и выдает на нее разрешение, а поскольку визиты Дхаммалоки коротки, получение аккредитации было бы сложным и отняло много времени. Поэтому в данный момент он использует другие средства, снова и снова ощущая огромный потенциал обновления буддизма в современном Китае.

 

Дхаммалока надеется продолжить свою работу, хотя вопрос упирается в деньги: ему нужно оплачивать перелеты и на что-то жить во время путешествий. Он думает над тем, какой подход будет наилучшим. Возможно, в некоторых странах можно основать центры ДЗБО, а в других будет более плодотворно вступить в диалог с уже существующими буддийскими организациями и рассказать им о том, чему научилось ДЗБО в обеспечении доступности Дхармы в современном мире. Он считает такую возможность встречи ДЗБО и традиционных буддийских культур захватывающей и волнующей.

 

Сидней

Воэн Бэгьюли, молодой человек, живший в южном Лондоне в 70-х, много путешествовал, в том числе несколько раз побывал в Австралии. Он интересовался многими направлениями духовности, совершил путешествие в Индию и Таиланд и прочел такие книги, как «Тибетская книга мертвых», «Бхагавад-гита» и «Каббала». Но, несмотря на все эти поиски, он так и не решил, которому пути ему следовать. Затем ему попалась «Видение и преображение», серия аудиолекций Сангхаракшиты о Благородном восьмеричном пути. Это, как он понял, был путь практики, которому он может следовать, который придаст его духовным устремлениям более определенное направление.

 

Он отправился в центр ДЗБО в Перли, на юге Лондона. Воэн яростно защищал свою независимость и с подозрением относился ко всяким «группам». Он зашел в телефонную будку через дорогу от центра и внимательно смотрел, кто входил и выходил из него. Почувствовав робость и нервозность, он вернулся домой. Но на следующей неделе он вернулся и заставил себя войти в комнату. Он подружился с Нагабодхи и год спустя, в 1977 году, бросил работу, поселился в местной мужской общине и стал помогать основывать кафе «Таинственный сад», одно из новых кооперативных предприятий, зарождающихся в то время.

 

Воэн прошел посвящение в 1979 году и получил имя Дхармамати. Всего спустя пару месяцев к нему подошел Дипанкара, австралийский член Ордена, который хотел основать центр на другом конце света. У них возникла идея отправить туда маленькие группы первопроходцев: Манджуваджра формировал команду для США, а Дипанкара делал то же самое для Австралии. Он слышал, что Дхармамати бывал в Австралии, не захочет ли он присоединиться к нему и Буддадасе? Дхармамати сразу же подумал: «Да!»

 

В 1981 году он приехал в Сидней и основал мужскую общину вместе с Дипанкарой, Випулой (членом Ордена, который переехал из Новой Зеландии) и Дейвом Райсом (который впоследствии прошел посвящение под именем Джаягхоша). Розмари (которая стала позже Читтапрабхой) и Ваджрасури также были важными участниками событий тех первых времен.

 

Той же зимой они провели первый однодневный ретрит по медитации. Около десяти человек откликнулись. Казалось, они заинтересовались, и занятия продолжились. По-видимому, было бы не слишком верно назвать бывшую спальню в частном доме громко «Сиднейский буддийский центр», и вместо этого они назвали себя «Сиднейской общиной медитации». Однако к 1986 году они собрали достаточно средств, чтобы снимать верхний этаж трехэтажного здания. Большая часть ремонта была сделана руками Дипанкары и Дхармамати, и теперь у них был свой буддийский центр.

 

Вспоминая те ранние времена, Дхармамати говорит, что ни разу не испытал тоски по родине: вместо этого он ощущал дух приключений и возбуждения, ведь он переносил ДЗБО на новую почву. Это требовало значительных усилий по мотивированию себя: должно быть, было трудно продолжать работать, когда остальное ДЗБО так далеко. Даже Новая Зеландия, где ДЗБО было более организованным, находилась в трех часах лета. Он обнаружил, что австралийцы более открыты, чем британцы: дискуссионные группы были оживленнее, люди не боялись задавать щекотливые вопросы. Это по временам было трудно, но также поощряло и приносило удовольствие.

 

Время сомнений в себе и трудностей наступило в 1989 году, когда он расстался со своей девушкой. У него было разбито сердце, но он чувствовал, что должен продолжать работу в качестве главы Сиднейского центра. Напряжение, которому он себя подвергал, делая это, со временем стало невыносимым. Дхармамати переехал в Голубые горы, к западу от Сиднея, и позже главой центра стала Читтапрабха. Дхармамати собирался прожить там полгода, чтобы восстановить силы, но оказалось, что он проведет там одиннадцать лет.

 

Хотя до них всего два часа от Сиднея, Голубые горы – это огромные, древние скалы и каньоны из красного песчаника, заросшие эвкалиптовыми деревьями. Они иногда испускают испарения, которые создают голубоватую дымку, именно поэтому место так и называется. Дхармамати вел занятия в этой местности, и со временем там образовалась небольшая мужская община. Тем временем сиднейская сангха, которую Дхармамати продолжал навещать, продолжала развиваться. У нее появился ретритный центр – «Виджаялока» - на окраине города, где пригороды уступают место австралийскому бушу. Буддадаса и Гухьяваджра организовывали еще один центр в Мельбурне. Затем, в конце 90-х, Дхармамати вернулся в Сидней помогать в отделке еще одного здания, чтобы центр мог переехать в район в самом центре города. Он остался там и работал в качестве учителя Дхармы.

 

В 2006 году в его жизни начался новый этап: он вернулся в Соединенное Королевство и стал работать секретарем Сангхаракшиты. Дхармамати говорит, что для него помогать Сангхаракшите и иметь возможность проводить с ним больше времени было большой привилегией. Уйдя с этой должности в 2009 году, Дхармамати по-прежнему хочет быть рядом с Сангхракшитой, пока он ему нужен, хотя однажды он, возможно, и вернется в Австралию.

 

Краков

В конце 90-х Михал Балик, студент из Польши, учился в университете Франкфурта-на-Одере, маленького городка на германской стороне границы между двумя странами. Он пришел в центр ДЗБО в Берлине, где Даяраджа научил его медитировать, и сразу же понял, что нашел свой путь. «Нужно было копать, – говорит он, – но, по крайней мере, я знал, куда копать».

 

Даяраджа пригласил Михала помочь ему в проведении занятий во Франкфурте. Ему понравилась идея быть вовлеченным в деятельность с самого начала. Он организовал занятия, и Анорамати стал приезжать из Берлина, чтобы проводить занятия раз в неделю.

 

В 2000 году, окончив университет и желая еще более вовлечься в деятельность ДЗБО, он переехал в Соединенное Королевство и стал работать в «Френдз Органик», на одном из предприятий, связанных с Лондонским буддийским центром. Как-то, отправившись в Польшу, он подумал, что хорошо бы сходить в книжный магазин и посмотреть, какие книги по буддизму доступны на его родном языке. Из одной из книг выпала листовка, на которой был целый ряд книг, среди них и «Буддизм на протяжении веков» Сангхаракшиты. Михал не знал, что Сангхаракшита был переведен на польский, поэтому он позвонил издателю, чтобы купить книгу. Однако ему сказали, что книгу – перевод «Обзора буддизма» – невозможно приобрести. У издателя оказалось недостаточно средств, чтобы напечатать и распространить ее.

 

Вернувшись в Соединенное Королевство, Михал написал Субхути и спросил, не может ли кто-нибудь помочь в издании книги. Субхути передал письмо Сангхаракшите, который предложил спонсировать необходимую сумму. В мае 2002 года Михал и еще одиннадцать человек отправились вместе с Сангхаракшитой в Польшу. Они встретились с издателем, Чезарием Возняком, который организовал три выпуска польского «Обзора буддизма». Сангхаракшита прочел несколько лекций, которые переводил Михал. Было несомненно, что у ДЗБО есть потенциал развития в Польше.

 

Переводя Сангхаракшиту, Михал почувствовал, что между ними произошла «встреча умов», и они подружились. На следующий год он переехал из Лондона в Бирмингем, чтобы заботиться о Сангхаракшите, здоровье которого в то время было слабым. Но постепенно его здоровье улучшилось, а дружба между ними углубилась. В 2004 году Михал прошел посвящение и Сангхаракшита, выступив его личным наставником, дал ему имя Нитьябандху.

 

Он и Амарасиддхи, который был наполовину поляком и хорошо знал язык, а также был ключевой фигурой в организации мероприятий в те времена, приезжали в Польшу каждые несколько месяцев. Они «парашютировали» в Польшу, вели занятия по медитации и ретриты по выходным. Организовывать деятельность на расстоянии было непросто. В стране все еще очень сильна католическая культура, и на все другое часто смотрят с подозрением. Однако им удалось привлечь молодых людей, которые искали чего-то другого.

 

Какое-то время они подумывали о том, чтобы переехать в Польшу и основать там центр ДЗБО, и Сангхаракшита предложил им средства на покупку недвижимости, используя деньги, выданные ему «Вайндхорс Эволюшн» для того, чтобы он нашел им применение. Но в какой город им отправиться? Амарасиддхи предложил Краков, а не столицу Варшаву. Краков – второй по величине город в Польше с населением примерно в миллион человек и университетом. Это был единственный крупный польский город, который не был разрушен в войну, и поэтому в нем осталась прекрасная старинная архитектура. Через город течет река, а в отдалении видны горы. В этом городе, помимо прочего, располагалось и издательство, напечатавшее книгу Сангхаракшиты.

 

Цены на недвижимость росли с феноменальной скоростью, так что им хотелось купить ее поскорее. В 2005 году они купили дом в старинном Еврейском квартале города. Вскоре после этого, когда Нитьябандху как-то стоял снаружи, к нему подошла старушка из дома напротив и спросила его, что там будет. «Клуб, где смогут встречаться люди», – ответил он, беспокоясь, что она будет против идеи буддийского центра. «Какие люди?» – спросила она. «Буддисты», – ответил Нитьябандху. Выяснилось, что она переехала сюда из Брайтона, где долгие годы сдавала дом буддийской общине ДЗБО. Она даже вспомнила, как Сангхаракшита приезжал в Брайтон в 70-х.

 

Нитьябандху продолжал жить с Сангхаракшитой в Бирмингеме и работать государственным служащим, чтобы собрать деньги на возвращение в Польшу. Наконец, в мае 2008 года, он переехал туда и присоединился к Шантике, другому поляку, который переехал в Краков в 2007 году. Друг Нитьябандху Карунабандху, строитель, тоже поехал с ним, чтобы помочь с ремонтом здания. Еще один член Ордена, получивший имя Махананда, у которого в роду были поляки, щедро спонсировал их работу.

 

В июле 2008 года к ним присоединилась Сассирика, женщина британско-китайского происхождения, получившая посвящение в 2006 году. Ей было труднее выдержать этот переходный период, поскольку она знала польский очень плохо, никогда не жила за границей и лишь недавно прошла посвящение. Однако у них с Нитьябандху были отношения, и они хотели быть вместе. Они с Шантикой сняли вместе квартиру, зарабатывая на жизнь преподаванием английского.

 

В сентябре 2008 года открылся новый центр, и Сангхаракшита приехал перерезать ленточку. Центр назвали «Сангхалока», «место духовной общины». Лишь недавно завоевав независимость от коммунистического режима, перенеся войну и несколько поколений зарубежной оккупации до этого, поляки могли с недоверием отнестись к власти и организации. Нитьябандху и другие сознательно пытались создать центр, в котором не будет ощущения «организованности» и «официальности». Они хотели, чтобы дух общины был как можно более неформальным и дружелюбным.

 

Большинство людей, которые приходят в центр, двадцати-сорока лет. Им нравится простота и практичность того, что им предлагается. Они восхищаются тем, что три члена Ордена нашли способ вести жизнь, которую им хочется, они удивляются тому, что такая свобода возможна. Нитьябандху надеется, что это ощущение новых возможностей сохранится, и к ним присоединится больше людей и будет помогать им в той работе, которой они занимаются.

Много культур, одна община

        Много культур, одна община

        Сан-Франциско

        Китай

История «Триратны» – взгляд изнутри

История «Триратны».

Новое буддийское движение – взгляд изнутри.

Ваджрагупта.

 

        История «Триратны» – взгляд изнутри

        Об авторе

        Предисловие

 

        Контркультура

        Обитель Будды в Ист-Энде

        Вы получили теорию, теперь ...

        Дхармическая революция в Индии

        Применяя Дхарму на работе

        Трудности с ангелами

        Много культур, одна община

        В сердце сангхи

        Передача руководства

        Встреча с тенью

        Все расширяющийся круг

 

        Эпилог