Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание

Как и в случае с термином абхиджа, глубоко вникнуть в понятие «Ненависть» можно, анализируя значение не только самого слова, но и других, являющихся его синонимами. Вьяпада (или бьяпада) означает «поступать плохо, причинять вред, желание нанести увечье, недоброжелательность, злая воля». Родственные слова – вьядхи, означающее «болезнь, недомогание, заболевание, недуг», и вьядха, означающее «охотник». Таким образом становится понятно, что общее значение термина – желание зла. Ближайшие по значению к вьяпада термины – доша (санскрит двеша), кодха (санскрит кродха) и вера (санскрит вайра). Доша означает «злость, злой умысел, злая воля, злобность, порча, злоба, ненависть», кодха – просто «злость», а вера – «неприязнь».

 

Истинную природу неискусного состояния сознания, которого касается Девятое Наставление, можно уяснить только установив связь между понятиями «Ненависть» и «Алчность». В то время как алчность это состояние, при котором «я» или эго выражает свое отношение к «не-я» или «не-эго» в виде желания присвоить его или даже сделать частью себя, ненависть – это состояние, возникающее в том случае, если такое отношение обнаруживается, предупреждается или пресекается самим «не-я» или «не-эго», либо другим лицом или фактором. Поэтому, если алчность является первичным психологическим состоянием, то ненависть – вторичным. Оно проявляется в виде смертельного желания причинить возможно больший вред и урон всему, что становится между алчущим субъектом и объектом алчности.

 

Что касается положительной противоположности принципа Воздержания от Ненависти, то это не Любовь, как логично было бы представить, а Сострадание. Термин Любовь уже используется в качестве положительной противоположности Воздержанию от Убийства, но главная причина того, что в данном случае пользуются словом Сострадание, а не Любовь, в том, что положительная противоположность Воздержания от Ненависти содержится в понятии Идеала Бодхисаттвы. В соответствии с текстом Упали-парипричча или «Вопросы (Архата) Упали», махаянской Ратнакута-сутрой, для Бодхисаттвы пренебрежение наставлениями под воздействием желания (=алчности) считается мелким нарушением, даже если это происходило во множестве кальп, тогда как даже один единственный случай пренебрежения каким-либо наставлением под воздействием злости (=ненависти) считается очень серьёзным нарушением. Причиной служит то, что «Бодхисаттва, не следующий наставлениям из-за желания, [всё еще] держит чувствующих существ в своих объятиях, а Бодхисаттва, не следующий наставлениям из-за ненависти, отрекается от них от всех».1 В этом эпизоде, впрочем, как и во всех других, Махаяна вовсе не утверждает, что пренебрежение наставлениями из-за желания не существенно, но подчеркивает, в присущей ей гиперболической манере, что для Бодхисаттвы крайне важно не отрекаться от чувствующих существ, ни при каких обстоятельствах, а пренебрегая наставлениями из-за ненависти, он делает именно это. Ненависть и сострадание взаимоисключающи. Поэтому «Сострадание», а не «Любовь» – положительная противоположность Воздержания от Ненависти.

 

Следующие виды медитации помогают определить ненависть, возникающую при препятствовании алчности: четыре Брахма Вихары, то есть систематическое развитие (бхавана) таких положительных состояний сознания как любовь, сострадание, сорадование и равностность, а также такие практики как Сорадование благим заслугам и Пуджа. После исчезновения ненависти можно приступать к устранению алчности, которая служит причиной ненависти.

 

Девятое Наставление – рубиновый столп. Он рубиновый потому, что классический рубин – глубокого чистого красного цвета, а красный – не только цвет Любви и Сострадания, но также, в более буквальном смысле, цвет крови, той самой крови, которую Бодхисаттва готов пролить и разделить между сотнями жизней на благо всех живых существ.

 

1Сокровищница махаянских сутр. Избранные отрывки Махаратнакута-сутры. Перевод Буддийской ассоциации Соединенных Штатов Америки, главный редактор Garma C.C. Chang (Пенсильвания и Лондон 1983), стр. 270

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость